Как развернуть инфраструктуру веб-сервиса или приложения за минуту
Запуск даже небольшого веб-проекта может занять неделю из-за необходимости подготовки и настройки инфраструктуры. PaaS (от англ. platform as a service — «платформа как услуга») помогают заметно сэкономить время на выполнении типовых задач — вплоть до нескольких кликов мышкой. Такие платформы ориентированы прежде всего на бизнес и ИТ-специалистов, чья задача — в сжатые сроки предоставить продукт конечному потребителю.
На vc.ru — материал о том, как облачная платформа Dokkur автоматизирует все инфраструктурные задачи.
Материал подготовлен при поддержке Microsoft.
Место, которое занимает PaaS в иерархии облачных технологий — посередине, между самой инфраструктурой и сервисом, обращенным к конечному пользователю. По сути, это «коробочное» решение, которое позволяет создателю сервиса (например, приложения или интернет-магазина) полностью отключиться от решения инфраструктурных задач: все эти функции берет на себя сам PaaS.
Таким образом, пользоваться этим продуктом может и тот, кто в самых общих чертах представляет как устроен «деплой» (от англ. deploy — развертывание) и хочет сэкономить на услугах системного администратора или просто сберечь время.
Один из таких продуктов — Dokkur, разработанный командой из Тамбова. PaaS появился как логичное развитие работы по автоматизации деятельности DevOps (от англ. development and operations — разработка и эксплуатация) внутри компании: последние три года команда занималась аутсорс-разработкой. В своей первой версии Dokkur был однопользовательским продуктом, но в начале 2016 года получил поддержку по программе Microsoft BizSpark и был представлен на рынке.
Создатели Dokkur позиционируют его как один сервис для всех инфраструктурных задач — от срочного развертывания в демонстрационных целях до создания копии системы на новом сервере для конкретного клиента. Процесс сводится к одной консольной команде или нескольким кликам в веб-кабинете или iOS-приложении.
К примеру, конструктор мобильных приложений Apksystems при помощи Dokkur интегрирован с сервисом интернет-магазинов InSales. Это позволяет создавать приложения для любого магазина буквально в пару кликов.
География Dokkur глобальна — пользователи из России составляют примерно половину клиентской базы. Инфраструктуру обеспечивают облачный интегратор «Крок» и Microsoft Azure. Технический директор Dokkur Евгений Хашин отмечает, что для российских клиентов их PaaS имеет ключевое преимущество перед другими провайдерами: все персональные данные хранятся на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством.
Впрочем, конкуренция на рынке подобных услуг растет экспоненциально, считает Хашин:
Если говорить о прямых конкурентах, то сейчас их около тридцати по всему миру. Всего год назад на рынке не было вообще никого, полгода назад — пять, включая нас.
По мнению разработчика, взрывному росту рынок PaaS обязан компаниям вроде Microsoft или Docker, которые способствуют широкому распространению этих технологий.
Сегодня Dokkur находится в стадии «бета», поэтому предоставляет услуги бесплатно и без поддержки SLA в 99,9% (от англ. service level agreement — соглашение об уровне предоставления услуги, которое позволяет заказчику и поставщику формально утвердить контрольные параметры качества), но планирует внедрить после завершения периода тестирования.
Тем не менее, монетизация Dokkur уже осуществляется по модели pay-as-you-grow — в зависимости от объема использованных ресурсов. Зарегистрированных пользователей — немногим более тысячи, при этом треть из них «пополнили баланс» и перешли в разряд покупателей. Выход из «беты» запланирован на 2017 год.
В конце текущего года Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ — прим.ред.) вложил в развитие Dokkur 15 миллионов рублей, которые будут направлены на доработку продукта, расширение команды и маркетинг. Работа в акселераторе ФРИИ позволила Dokkur многократно увеличить приток пользователей, число покупателей при этом растет на 200% ежемесячно.
Выручка за три месяца в акселераторе составила $8 тысяч. Разработчики рассчитывают, что экспансия на международный рынок позволит уже к концу 2017 года вырастить доход до $15 миллионов, а по итогам 2018 года — $44 миллиона. Целевыми рынками в Dokkur называют Бразилию и Индию.
Два перспективных вектора — развитие высокоуровневых продуктов (например, создание маркетплейса) и низкоуровневых решений — ряда сервисов с API для разработчиков. «Это только верхушка айсберга», — говорят разработчики Dokkur, — «Дальше больше и лучше».
© vc.ru