Как разработчики приложений манипулируют нами, чтобы повысить рейтинг в App Store

Каждый из вас сталкивался с всплывающим окном «Оценить приложение» на iPhone. Это действие занимает всего секунду, нужно просто выбрать от одной до пяти звёздочек. Миллионы людей автоматически ставят оценку, почти не задумываясь о своём выборе.

Однако эти всплывающие окна являются результатом труда сотен людей и бесчисленных часов анализа поведения пользователя.

Все эти ресурсы тратятся на то, чтобы предложение оценить приложение появилось перед вашими глазами именно в тот момент, когда вы, скорее всего, поставите именно пять звёзд.

Как это работает?

Всё началось с iOS 11

В сентябре 2017 года вышла iOS 11, в которой пользователь получал возможность поставить оценку приложению не заходя в App Store. Казалось бы — стало удобно, ведь мало кто до этого переходил в цифровой магазин, чтобы влепить звезду и накатать отзыв в свободной форме, без которого оценка не засчитывалась.

С выпуском iOS 11 азработчики приложений и игр для iOS в свою очередь получили возможность встраивать в свои приложения «подсказки», к которым относится и предложение оценки. По замыслу Apple это нововведение должно было повысить вовлечённость пользователей к формированию честных и беспристрастных рейтингов контента в App Store.

Если в среднем приложения в App Store получали около 19 000 оценок в 2017 году, то уже в 2019 их количество увеличилось до 100 000. Для примера, среднее количество оценок всех приложений в Google Play Store увеличилось с 33 000 до 43 000 за этот же период.

Казалось бы, что может пойти не так?

А вот что: разработчики начали использовать лазейку в правилах Apple и манипулировать пользователями, чтобы получить высокие оценки для своих приложений.

Проблема в том, что Apple разрешила разработчикам запрашивать подсказку в приложении в любое время по своему выбору, так что эти всплывающие окна появляются в момент наибольшей вероятности того, что вы поставите хорошую оценку.

Как это работает на практике

● Игры запрашивают оценку сразу после того, как вы пройдёте сложный уровень.
● Банковские приложения просят оценить их в день зарплаты, когда вам поступили деньги на счёт.
● Карточные игры спрашивают оценку сразу после раздачи идеальной комбинации в Блэкджеке.
● Спортивные игры попросит оценить его сразу после победы вашей команды.

И наоборот: новостное приложение никогда не попросит оценить его, пока вы читаете статью о катастрофах или сидите в криминальном разделе. Также ни одно приложение не попросит оценки после того, как вы несколько раз ошиблись с паролем, соответственно, расстроены или злитесь.

Подобные манипуляции гораздо эффективнее, чем »фермы рейтингов» и »боты загрузки» для увеличения рейтинга, с которыми Apple достаточно успешно борется с самого создания App Store. А главное — этот метод абсолютно легален.


Вот так росли рейтинги приложений после релиза iOS 11.

Вспомните, как сразу после видеозвонка в WhatsApp приложение просит вас оценить качество связи? Это тоже влияет на рейтинг приложения в цифровом магазине. Элегантный метод отображения подсказок в приложениях использует поведенческую психологию, взламывая не систему, а наш мозг.

Но зачем это всё нужно?


Вот как количество звёзд влияет на популярность приложений в App Store.

В компании по управлению репутацией Apptentive утверждают, что переход с двух звезд на три может увеличить количество загрузок приложения на 306%, а с трех звезд на четыре — на 92%. Кроме того, 4 из 5 пользователей не скачают приложение, у которого рейтинг ниже 4 звёзд.

Понятно, что борьба за топ-места в App Store идёт нешуточная. Ведь много скачиваний — это прибыль. Так что в погоне за высокими рейтингами разработчики устроили нам настоящий филиал сериала «Чёрное зеркало», манипулируя пользовательским сознанием.

Что в итоге. Пользовательские рейтинги не нужны

Рейтинги приложений в том виде, в котором они существуют сейчас, практически бесполезны. Из-за политики Apple, разработчики могут заполучить 4 и 5 звёзд для своих отстойных приложений именно потому, что предлагают оценить свой шлак в самый подходящий для этого момент.

То есть, не нужно улучшать свой продукт, чтобы пользователь оставался доволен и благодарил создателей высокой оценкой. Нужно просто в определенный момент подсунуть всплывающее окно с просьбой поставить оценку.

В этом плане Google Play Store кажется гораздо честнее, потому что там нет таких возможностей у создателей приложений.

Однако с 5 августа Google начал внедрять аналогичную систему подсказок в приложениях для Android. Цель такая же, как и у Apple — получение более »честных и непредвзятых» отзывов. Разработчики уже отмечают, что что внедрение подсказок позволило приложению получить высокий рейтинг всего за одну неделю.

В тему: Как отключить просьбы оценить приложение на iPhone

Неизвестно, как долго нас будут обманывать подобным образом, но факт остаётся фактом: у нас есть выбор только между Apple и Google, а всецело доверять рейтингам в магазине приложений уже нельзя ни там, ни там. [Financial Times]

©  iphones.ru