Как разминируют минные поля: работа сапера

Как разминируют минные поля

Рассказываем о том,как проходят тренировки подразделения 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной десантно-штурмовой дивизии. А это одно из самых боеспособных соединений Российской армии.

Черниговской дивизия стала в 1943 году, после того, как в ходе битвы за Днепр тогда еще 76-я гвардейская стрелковая пробилась к Чернигову и освободила его. В 2006-м дивизия стала десантно-штурмовой, что предполагает наличие в полках усиленных батальонов, способных десантироваться вместе с техникой. Ну а в народе это соединение называется просто — Псковская дивизия ВДВ.

У всех на памяти подвиг солдат и офицеров 6-й роты 104-го полка дивизии в Чечне. 76-я дивизия относится к войскам первоочередного применения, как в силу отличной боевой подготовки, так и по причине близости к аэродромам и средствам ВТА. Даже если планом операции не предусматривается десантирование с помощью парашютов, аэромобильность дает возможность быстрой переброски бойцов в зону напряженности. Но аэромобильное — значит, легкое и компактное. Находясь на псковском полигоне во время учений инженерно-саперных подразделений дивизии, мы смогли понаблюдать, как в условиях ограниченности в ресурсах, связанной с десантной спецификой, саперы учатся решать инженерные задачи в интересах ВДВ.

Передвижной командный пункт Передвижной командный пункт. Если надо, командир дивизии будет работать под землей. Бойцы инженерно-саперного батальона устанавливают в вырытый котлован передвижной командный пункт. По окончании работ место установки будет тщательно замаскировано.

Тротилом по линиям связи

Простейшая, казалось бы, вещь — инженерная разведка дороги на пути следования воинской колонны. Но зато одна из наиболее актуальных. В локальных конфликтах, в условиях диверсионно-партизанских действий противника военному транспорту беспечно разъезжать по дорогам не удастся. Под дорожным полотном обязательно встретятся взрывные устройства, причем не только ударного или нажимного действия, но и подрываемые дистанционно — по скрытым проводам или радиолиниям. Все эти варианты саперы должны предусмотреть.

Во время учений колонну боевой техники заменяет собой бронетранспортер БТР-Д — это как раз один из примеров облегченного десантного оборудования: небольшого размера бронемашина на гусеничном ходу не имеет даже башни. Впереди движущегося бэтээра идут бойцы в белых маскхалатах, обследуя дорожное полотно с помощью разнообразных приборов. Первыми шествуют саперы с ИМП-2 — полупроводниковыми индукционными миноискателями, которые позволяют обнаружить скрытый под грунтом металл. За ними идет боец, в руках которого находится что-то вроде каски, обтянутой маскировочной тканью. Но это, конечно, не каска, а сканирующий блок детектора нелинейных переходов NR-900ЕКЗМ. Этот зонд позволяет находить скрытые радиопередающие и приемные устройства, устройства сигнализации и дистанционного управления, электронные и электромеханические таймеры, разного рода датчики, а также идущие под землей проводные линии связи. При этом в рабочем положении прибор весит всего 4,6 кг.

Как разминируют минные поля

Наиболее впечатляюще выглядит устройство, которое несет следующий боец. Этот похожий на радиостанцию прибор в каком-то смысле ею и является — он тоже излучает радиоволны, но не для связи, а чтобы связи помешать. РП-377УМ1 — средство радиоэлектронной борьбы. Генератор помех глушит сигналы от взрывных устройств, которые приводятся в действие дистанционным способом с помощью радиолиний, как штатных, так и самодельных. Возимый аналог устройства — РП-377УМ1 — расположен на БТР-Д и тоже ведет работу по подавлению радиолиний.

В ходе выполнения учебного задания в дорожном полотне обнаружена линия связи, а большинство закладываемых под дорогу фугасов в горячих точках как раз управляются по проводам. Перерезать провода рискованно, многие системы дистанционного подрыва сконструированы так, что размыкание любого из проводов приводит к взрыву. Командиром взвода принято решение уничтожить линию связи накладным тротиловым зарядом. В этом случае провода просто разлетятся в стороны, и потайное устройство не сработает.

Пока командир занимается взрывчаткой, личный состав взвода отходит на безопасное расстояние — за корму БТР — и распределяется по секторам. Каждый смотрит в свою сторону и держит в руках направленный туда же автомат. Они готовы принять бой, что может быть совсем не лишним, так как заложенные фугасы часто прикрыты засадами боевиков, которые могут открыть огонь по саперам или по всей остановившейся колонне. Сильный хлопок тротиловой шашки, черный дым — и колонна может двигаться дальше. «В боевой обстановке, — говорит сопровождающий нас командир отдельного инженерно-саперного батальона дивизии подполковник Игорь Белоногов, — саперов будет прикрывать воздушно-десантный либо десантно-штурмовой взвод со своим личным составом и боевой машиной со штатным вооружением. Они будут выявлять и подавлять огневые позиции противника совместно с личным составом взвода».

Саперы Саперы всегда впереди. Инженерная разведка дороги — обязательное требование при прохождении военных колон в зоне конфликта.

Война с дорогами

Впрочем, тут же бойцы псковской дивизии ВДВ показали нам этот процесс как бы с обратной стороны. На сей раз БТР-Д изображал собой мотострелковую колонну условного противника, продвижение которой необходимо было задержать с помощью разрушения дорожного полотна. В этом случае саперы-десантники применяют РПЗ-8, что расшифровывается как «радиолиния подрыва заряда». Эта аппаратура разработана специально для ВДВ и имеет компактные размеры. РПЗ-8 предназначена для управления подрывом дистанционных зарядов в радиусе 2 км. Одна такая радиолиния может держать целый узел заграждения: 12 исполнительных приборов по два заряда на каждый, всего 24 управляемых фугаса.

БТР-Д условного противника в ходе движения по дороге наезжает на растяжки, и вверх взмывают зеленые ракеты сигнальных мин. Значит, противник близко и наступило время подать радиосигнал на подрыв. От взрыва 8 кг тротила в воздух взлетают струи черной земли. Задание считается выполненным: дорожное полотно для прохода колесной техники непригодно.

ЗРП-2 "Тропа" Свернувшись в клубок, дремлет Змей Горыныч, он же ЗРП-2 «Тропа».

Подземная палатка

Среди оборудования, используемого ВДВ, есть довольно оригинальные конструкции, назначение которых человек непосвященный вряд ли с ходу определит. На опушке полигонного леса мы остановились рядом с группой бойцов, которые колдовали над каким-то большим цилиндром, складывающимся гармошкой. Рядом только что закончили работу полковая землеройная машина и общевойсковой экскаватор 3521. Экскаватор рыл котлован, землеройная машина подводила траншеи, а «гармошчатый» цилиндр — это не что иное, как легкотканое каркасное сооружение, представляющее собой переносной командный пункт командира дивизии. «В ходе боевых действий командный пункт командира дивизии ВДВ может переноситься до двух раз за сутки, — объясняет подполковник Белоногов. — Для бойцов-саперов и инженерной техники установлен норматив: за 4,5 часа должен быть выкопан котлован с траншеями, в котлован опущено легкотканое каркасное сооружение, и выполнена маскировка в виде засыпки грунтом и укрытия маскировочными сетками. Разумеется, к рабочему месту командира должны быть подведены линии связи и управления. Правда, надо отметить, что такие передвижные пункты используются только в оборонительных операциях».

6d0cf16901d4d38a6ab93716f3f1a7cf_fitted_
Станция комплексной очистки относится к новым образцам техники, недавно поступившим в Псковскую дивизию ВДВ. Она дает возможность забирать воду практически из любых источников, дезинфицировать ее, очищать от механических взвесей и коллоидных соединений.
4d61b4449698e054702bd4a7945cfb4c_fitted_

Тропа жизни

И все-таки самым зрелищным моментом увиденного нами на псковском полигоне стало проделывание прохода в минном поле с помощью ЗРП-2 «Тропа», прозванного в войсках Змеем Горынычем. У Змея Горыныча есть голова в виде порохового двигателя, тело, состоящее из оранжевого кабеля, который наполнен взрывчатым веществом, и хвост из тормозного шнура. Детонация заряда в кабеле производится с помощью огнепроводной трубки УП-60. Пока трубка горит, пороховой двигатель стартует и уносит 60-метровый кабель в направлении минного поля. За кабелем тянется 40-метровый тормозной шнур, один конец которого привязан к якорю. На высшей точке траектории полета Змея происходит натяжение, кабель падает на землю, и бойцы корректируют его положение с помощью тормозного шнура. Все это время горит пиротехнический замедлитель. Ну а потом происходит детонация. Проход получается хоть и узкий, всего 60 см, но земля по всей его длине вспахана очень эффектно — заряд мощный.

Дальше саперы могут расширить его вручную, обезвредив мины и создав тем самым проход для боевой техники. Спрашиваю у подполковника Белоногова, а нельзя ли взрывным методом сделать сразу широкий проход. «Такие устройства есть, — отвечает командир батальона, — но в ВДВ они не применяются. ЗРП-2 легок, и рюкзак с ним может нести на себе один боец (всего в расчет входят два человека), а вот если оборудование будет более тяжелым, пострадает мобильность, которая для ВДВ важнее многих других вещей».

Статья «Полет Горыныча» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2014).

©  Популярная Механика