Как разговаривать с ребенком в трудных ситуациях: советы от медицинского психолога
Дети чувствительны к эмоциям взрослых, они слышат разговоры, улавливают тревогу и напряжение в голосе, мимике, видят и чувствуют, как меняется настроение родителей.
Как поддержать ребенка в условиях тревоги и неопределенности
1. Рассказывать ребенку ту информацию, которая касается непосредственно его личности и изменений привычной жизни.
Любые изменения, которые затронут его, необходимо озвучить. Внешние события, тревожные мысли родителей о будущем ребенку не нужны. Например, если вы чувствуете, что сейчас потеряли спокойствие, часто плачете, стали много раздражаться, объясните это ребенку. Скажите, что сейчас много сердитесь, потому что волнуетесь о некоторых планах и делах. Расскажите, что есть взрослые дела, которые вас волнуют, но вы будете стараться их решить. Отметьте, что эти волнения не относятся к ребенку.
Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!
2. Акцент необходимо сделать на чувствах и переживаниях ребенка.
Не обесценивайте слезы, капризы, нытье и страх. Наоборот, дайте возможность дочери или сыну их выразить. Контейнируйте чувства ребенка.
Контейнирование — это вбирание эмоций и помощь в их переживании: можно побыть вместе с ребенком, порассуждать о его переживаниях, разделить чувства.
Ребенок нуждается в родителях, как в опоре. Дети реагируют на любые изменения в эмоциональном поле взрослых — переменами в своем поведении. Они могут больше двигаться, шуметь, кричать, выглядеть возбужденными и неуправляемыми или, наоборот, затихают, стараются уединиться, справляясь со своими страхами и тревогами.
Отнеситесь с пониманием к изменениям. Не спешите оценивать такое поведение как непослушание. Подумайте, на что ребенок реагирует и что пытается сообщить вам.
3. Дети сразу замечают и пугаются, когда кто-то из членов семьи начинает «уходить» в свои эмоции и чувства, теряет над ними контроль
Обязательно проговорите с чадом и объясните, почему так происходит. Начните с переживаний ребенка, а потом озвучьте свои чувства. Транслируйте мысль, что в семье всегда будут те, кто сможет его поддержать, защитить, разделить его чувства; будут те, с кем безопасно. Ведь для ребенка безопасность — возможность быть собой и переживать все свои чувства рядом с родителями.
4. Сохраните привычный режим дня
Ежедневные ритуалы и режим создают предсказуемость, а значит существенно снижают уровень тревоги и способствуют ощущению безопасности.
5. Не перегружайте ребенка информацией, особенно негативного характера
Отвечайте на конкретные вопросы — лишняя информация только усилит тревогу. Просите ребенка обсуждать с вами все, что его беспокоит.
6. Не используйте в разговоре с ребенком фразы «со мной может что-то случиться» или «меня может не стать»
Эта информация не нужна ребенку. Важно акцентировать внимание на том, что в его жизни есть вы и другие близкие, которые позаботятся о нем.
7. Не стоит «отвлекать» ребенка от переживания тревоги и напряжения с помощью мультфильмов и гаджетов
Это приводит к тому, что у ребенка только накапливается эмоциональное и телесное возбуждение, которое ему некуда деть при просмотре мультфильмов или во время игры.
Возбуждение остается, не имея телесного и эмоционального выхода. Так, чувства ребенка только блокируются, не проживаются и не выходят наружу.
Как помочь ребенку выразить тревогу и переживания
- Много гулять и двигаться, заняться спортом. Больше активной жизни на природе.
- «Прожить» состояние страха и тревоги через творчество: рисование, лепка.
- Разговаривать и отвечать на вопросы, которые задает ребенок.
- Организовать совместные домашние дела.
Чего делать не рекомендуется
- Обесценивать переживания ребенка.
- Не обращать внимания на слезы ребенка.
- Раздражаться, когда ребенок задает волнующие его вопросы.
- Позволять бесконтрольный и безграничный просмотр телевизора и интернет-каналов.
- Оставлять телевизор работать в фоновом режиме.
- Спорить, обсуждать взрослые вопросы при ребенке.
Вовремя обращайтесь к специалистам, если не находите ответов на возникающие вопросы об отношениях с ребенком.
Автор: Ирина Бабалян, медицинский психолог, нейропсихолог Клинико-диагностического центра МЕДСИ в Марьино