Как работают инженеры передвижных базовых станций. Побывал на установке такой в Москве

Уверен, вы неоднократно видели необычные прицепы в местах массового скопления людей — с мачтой и антеннами наверху. Это передвижные базовые станции мобильной связи.

Сегодня снова рассказываю про особенности работы часто невидимых, но критически важных специалистов:

▪ Как работают инженеры сотовых вышек
▪ Как работают специалисты по планированию и оптимизации сотовых сетей

Поговорим сегодня с инженерами по установке передвижных мобильных базовых станций. Я связался с МТС, и мы договорились о встрече с двумя такими специалистами. Это Олег Томниковский, руководитель группы реализации и сопровождения специальных проектов, а также Володин Александр, ведущий инженер группы реализации и сопровождения специальных проектов из московского региона компании.

Мы встретились на одной из обслуживаемых точек — в Парке Горького, где я присутствовал при наладке работы временной передвижной базовой станции. Ее готовили к московскому общегородскому выпускному к 1 июля.

Что вообще такое передвижная (мобильная) базовая станция

Передвижная базовая станция — это специализированное телеком-оборудование, размещенное на транспортном средстве.

Поэтому под мобильной базовой станцией (МБС) инженеры подразумевают не только саму базовую станцию, но и транспортное средство, которое используется для ее перемещения и установки. Например, это может быть станция-прицеп для автомобиля. Или грузовой автомобиль целиком. Или металлическая конструкция, «тренога», которая устанавливается на крышах зданий.

МБС всегда имеет мачту, на которую «навешивают» антенны и оборудование. Почти везде есть отсек для установки самой базовой станции. МБС могут работать от встроенного дизель-генератора, чтобы была возможность монтировать её в любом месте, хоть в поле, где ничего нет.

Основное оборудование МБС представляет собой системный блок, который управляет радиомодулями с антеннами. Вы могли видеть их на столбах и крышах — тонкие длинные белые антенны. Это те самые элементы, которые раздают радиосигнал всем мобильным устройствам в сотовой сети.

— Александр, ведущий инженер группы реализации и сопровождения специальных проектов московского региона МТС

В процессе работы оборудование мобильной базовой станции сильно нагревается. Для его охлаждения в отсеке станции установлена система кондиционирования — перегрев недопустим.

Как устроен рабочий день инженера МБС

Задачи для инженеров МБС поступают от различных служб компании и во многом зависят от того, проводятся ли в городе массовые мероприятия. Например, спортивные забеги, праздничные ивенты и тому подобное.

Руководитель отдела при планировании рабочего дня выездных групп ориентируется на срочность, важность и локацию. Он распределяет группы сотрудников по точкам, — некоторые бригады могут за день обслужить несколько объектов, в зависимости от сложности и срочности. В группе обычно два-три инженера.

wp-image-1203437wp-image-1203429

На каждой точке требуется решать какие-то локальные вопросы — в том числе за пределами основной квалификации инженеров. Допустим, мы запустили базовую станцию, а она перегревается и выходит из эфира. В такой ситуации я выступаю наладчиком системы кондиционирования. Приходится быть и энергетиком иногда, чтобы разобраться в сети питания того места, где нам нужно подключиться.

— Александр, ведущий инженер группы реализации и сопровождения специальных проектов московского региона МТС

При запуске МБС нужно не только привезти её на место и смонтировать. Требуется также линия связи, которая соединяет базовую станцию с контроллером на сети. И её тоже надо организовать, то есть, временно стать специалистом радиорелейной службы, для чего надо знать принципы работы соответствующего оборудования.

Какие требования стоят перед инженером мобильных базовых станций

Обязательно техническое образование в области связи. Нужно иметь знания в области распространения радиоволн, инженерный склад ума. Каждая ситуация настройки базовой станции по определению нестандартная. Это только кажется, что достаточно взять станцию со стоянки, отвезти её на место, там собрать и дальше после окончания мероприятия разобрать и перевезти обратно.

Нужны смекалка, находчивость, готовность на месте принимать решения.

Важное требование — быть готовым работать в различных погодных условиях. Потому что инженер работает большую часть своего рабочего времени «в полях». Задачи приходят в любое время года. Вне зависимости от погоды необходимо к дате проведения мероприятия выйти «в поле» и организовать связь.

То есть человек должен быть готов в режиме 24/7 выйти и поставить мобильную базовую станцию, где это необходимо. Дождь, снег, мороз, жара, тёмное время суток, выходной день — неважно.

— Олег, руководитель группы реализации и сопровождения специальных проектов московского региона МТС

Также важно обладать хорошей физической формой. Инженер не только отвёрткой работает. Иногда возникает необходимость поднять тяжелые элементы базовой станции, часть секции мачты, например, антенну, а иногда и застрявшую технику вытолкать из грязи. Такое у нас было, когда в Подмосковье проводилось мероприятие ко Дню Бородина.

Ещё важна стрессоустойчивость, готовность к командной работе. Вывод станции в эфир не только от инженера зависит. В этом процессе участвует несколько подразделений. Например, те, кто выдают нам исходные данные, конфигурацию для базовой станции.

В каждой локации она уникальна. И чтобы инженеру ее настроить и «залить» в оборудование базовой станции, он должен получить эти данные от инженеров, которые сидят в офисе. Зачастую мы быстрее собираем МБС, чем они подготовят настройки.

Безусловно, нужно уметь водить автомобиль. У тех, кто водит прицепы, должна быть категория водительских прав ВЕ.

— Александр, ведущий инженер группы реализации и сопровождения специальных проектов московского региона МТС

История с рабочего места

В Москве на Кутузовском проспекте строился офис для крупного банка. На время строительства было принято решение улучшить связь на строительной площадке за счет установки МБС на базе прицепа.

Привезли этот прицеп и установили его. Стоял он продолжительное время до момента сдачи этого офисного здания в эксплуатацию. Спустя год нам позвонил собственник и сказал, что можно забирать оборудование. Сотрудники приезжают и видят, что наш прицеп находится в яме и увезти его невозможно. Почему? Потому что площадку вокруг него засыпали гравием, заасфальтировали. А прицеп остался стоять на старом уровне, как в колодце.

Ребятам пришлось договариваться с клиентом о том, чтобы найти где-то кран, и с его помощью поднять прицеп из искусственной ямы.

— Александр, ведущий инженер группы реализации и сопровождения специальных проектов московского региона МТС

Как устроиться на работу инженером мобильных базовых станций МТС

Александр учился в институте связи. Факультет радиотехники закончил в 1998 году и устроился в службу эксплуатации МТС. Работал в том числе в группе аварийного ремонта. Спустя 10 лет переключился на мобильные базовые станции.

На работу мотивирует ходить звонящий с утра будильник (смеется). А так мотивация возникает естественным образом. В каком-то конкретном месте, например, в парке необходима хорошая связь, чтобы люди могли пользоваться высокоскоростным интернетом. И ты понимаешь, что после твоей работы они получат доступ к качественной услуге. А ещё есть гордость за то, что ты работаешь в крупной компании.

— Александр, ведущий инженер группы реализации и сопровождения специальных проектов московского региона МТС

Пока общался с ребятами, они успешно настроили передвижную базовую станцию в Парке Горького для выпускного и вывели её на необходимую мощность для такого большого мероприятия: на него зарегистрировалось к тому моменту более 39 тысяч человек.

Оперативное усиление уже имеющейся сети было необходимым шагом: на выпускном этот небольшой «фургончик» позволил десяткам тысяч выпускников пользоваться быстрым мобильным интернетом и сотовой связью в оживлённом месте.

Каждый день бригады инженеров передвижных базовых станций МТС выполняют десяток подобных задач в одной только Москве, усиливая и настраивая связь в «горячих» зонах. Но одной столицей работа не ограничивается. МТС всегда ищет новых людей для усиления бригад. Основные требования:

▪ опыт работы с оборудованием крупнейших вендоров

▪ знания стандартов и принципов работы сетей сотовой связи 2G-5G

▪ знание радиотехники, основ распространения радиоволн, знания работы транспортных сетей на основе РРЛ и оптоволокна

▪ умение вести отчетную документацию на электронных и бумажных носителях

▪ желание развивать свои профессиональные навыки в том числе и самостоятельно

Если вы считаете, что готовы попробовать себя в этой роли — заходите на сайт МТС в раздел вакансий. Начать можно с этой.

©  iphones.ru