Как работает сервис развивающих заданий для детей Wachanga — Опыт участников программы поддержки стартапов от Microsoft

К 2013 году команда разработчиков из Кемерово с несколькими проектами и небольшой веб-студией неожиданно для себя остепенилась: холостых и бездетных среди них стало меньше. Последовавшие релизы закономерно отражали новое положение дел — от Facebook-приложения «Дни рождения детей друзей» до веб-сервиса «Дневник ребенка».

Предполагалось, что в «Дневнике» родители будут фиксировать вехи развития ребенка — от первого зуба до первого слова. Наряду с сотнями подобных сервисов, разработка нуждалась в оригинальной идее, которая позволила бы получить преимущество на рынке.

На vc.ru — материал о том, как устроена работа Wachanga — сервиса развивающих заданий для детей и их родителей.

Материал подготовлен при поддержке Microsoft.

В ноябре 2014 года сервис «Дневник ребенка» перезапустился в виде мобильного приложения Wachanga, которое призвано помочь родителям развивать детей и выявлять их таланты на ранних этапах.

13e215b3342825.jpg

Ежедневно родители получают различные задания, направленные как на развитие навыков ребенка, так и самих молодых родителей. В базе приложения — тысячи заданий для детей до семи лет. Для детей старшего возраста предусмотрены задания на самостоятельное овладение навыками, а родителям новорожденных даются советы о том, как ухаживать за малышами и раскрывать их способности в раннем возрасте.

«Приложение помогает родителям не упустить важные моменты в развитии ребенка», — рассказывает основатель и генеральный директор Wachanga Максим Колпаков. Результатом выполнения каждого задания становится фотоотчет с комментариями — так формируется контент.

Задания составляются сразу русском и английском языках. В штате Wachanga над контентом работают сотрудники с психологическим образованием. Подход к разработке пошаговых заданий тесно переплетается с методологиями детской психологии и педагогики, в том числе системы Монтессори (система воспитания, основанная на самостоятельности ребенка, свободе в установленных границах и естественном психологическом, физическом и социальном развитии — прим. ред.). По словам Колпакова, процесс подготовки заданий не слишком зарегулирован, но в их основе обязательно должна быть устоявшаяся методика, которую можно адаптировать.

В процессе полевых исследований основатель Wachanga обнаружил, что их сервис иногда узнают и рекомендуют: «Детский психолог из Новокузнецка советовала молодым родителям пользоваться Wachanga, а одному из наших авторов заданий показали наш же собственный продукт в качестве рекомендации. Мы, конечно, удивились».

Родительское образование, как правило, происходит в офлайне: от детских клубов до детских психологов. В сети аналог таких мест, где пользователи решают такие же проблемы — это «мамочкины» форумы и тематические сайты типа «Бэби» и «Бэбиблог».

Можно сказать, что в этой нише в основном производят контент — СМИ, сообщества, форумы, а отлаженных сервисов — нет. Несмотря на то, что сайты работают над выдачей персонализированного контента, сервисные задачи они не решают.

— Максим Колпаков, генеральный директор Wachanga

Персонализацию в Wachanga считают наиболее перспективным направлением. Раньше сервис предлагал пользователю доступ к огромной базе заданий, а рекомендации выдавались по косвенным признакам, например, по прежде выполненным заданиям. Сегодня задача разработчиков — выявить наиболее актуальные для пользователя проблемы, а затем вести его по сценарию их разрешения в виде игровой механики.

Колпаков считает, что вся индустрия идет к тому, чтобы на основе накопленных данных с применением алгоритмов машинного обучения вырабатывать и предоставлять персонализированные рекомендации по воспитанию детей. «Мы видим и попытки уйти в разработку чатов, ботов, решения проблем через интерфейсы взаимодействия», — добавляет он.

Заметной конкуренции компания на российском рынке не наблюдает. Большинство проектов пытаются работать с периодом беременности и первым годом после рождения, но для детей постарше предложений значительно меньше.

Монетизируется Wachanga посредством продажи подписок на пакеты заданий — тематические или периодические, хотя включен и базовый бесплатный набор. Колпаков рассказывает, что предложения поработать в сегменте B2B поступали, но сейчас продукт разрабатывается только в B2C. По словам основателя Wachanga, многие «детские» проекты зарабатывают и на печати бумажных изданий с дневниками развития ребенка. «Мы пока за это все не беремся, чтобы не терять концентрацию», — объясняет Колпаков.

С лета 2016 года Wachanga участвует в акселераторе ФРИИ — это позволило вырастить основную метрику проекта — конверсию пользователей в подписчиков платных пакетов с 0,4% до 2,5%. Заметное улучшение показателей произошло после изменений в контенте ключевых экранов приложения: проблемы пользователей были отражены в их же формулировках на основе проведенных опросов.

На следующий год Колпаков ставит планку конверсии в 4%, а текущие показатели оценивает как достаточно хорошие: средний чек составляет 350 рублей за первый платеж и продолжает расти. Число зарегистрированных пользователей Wachanga достигло почти 300 тысяч.

«Сейчас мы присоединяемся к программе поддержки стартапов Microsoft BizSpark, получили облачный грант в рамках работы с акселератором ФРИИ и переводим серверы на Microsoft Azure», — рассказывает Колпаков. Работа с большими объемами данных требует выстраивания защищенной и отказоустойчивой системы, считают в Wachanga, поэтому любое упрощение и автоматизация этой работы дает стартапу прямую выгоду.

На серверные мощности у нас уходит несколько десятков тысяч рублей в месяц, и это повод для оптимизации. Мы выбирали для себя различные системы виртуализации, чтобы на всех машинах было одинаковое окружение — и у разработчиков, и на тестовых серверах, и на продакшне.

Остановились на Docker-экосистеме, для которой в Azure оказались удобные инструменты. А еще нам важен аптайм: показатели предыдущего хостинг-провайдера нас очень огорчали и мы возлагаем большие надежды на Microsoft.

— Максим Колпаков, генеральный директор Wachanga

Wachanga внедряет систему мониторинга с автоматическим обнаружением аномалий, чтобы не концентрироваться на написании тестов. Разработчики считают, что сервисы BizSpark могут помочь и в других вопросах не «изобретать велосипед»: они намерены использовать балансировщик запросов Azure, чтобы распределять трафик между backend-серверами в отказоустойчивой инфраструктуре.

«Работа по проверке гипотез идет бешеными темпами, спринты недельные, а обновления в магазины загружаются порой по два-три раза в неделю: нам крайне важно удобство процесса деплоя, быстрого развертывания новых мощностей и API Azure это обеспечивает», — рассказывает Колпаков

При поддержке технологической и бизнес-экспертизы BizSpark, а также помощи в продвижении со стороны Go-to-Market Wachanga планирует выйти на международный рынок. «В России мы уже достаточно хорошо масштабируемся, поэтому мы будем смотреть в каких странах наша модель монетизации хорошо сработает», — рассказывает Колпаков. — «Наш контент уже сейчас адаптируется нашей американской сотрудницей, но мы учитываем и различия в ментальности, поэтому будем готовить в принципе другие задания».

©  vc.ru