Как работает санитарная авиация в России
![Александр Пономарёв](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/020/020a316ddfc7efceb2ee2dd96d37c87b_cropped_50x50.jpeg)
![Как работает санитарная авиация в России](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/1b4/1b439c326bc373c3b04ba8bcf4bf32cf_ce_1024x682x0x0_cropped_666x444.jpeg)
На страже здоровья россиян уже несколько лет стоят вертолеты и экипажи санитарной авиации
Впервые санитарная авиация в нашей стране появилась в 1930-е годы по требованиям Красного Креста, в 1960-е годы с развитием вертолетов санитарная авиация получила развитие, но в 1990-е оказалась в кризисе. Долгое время в современной России санитарная авиация была уделом конкретного региона страны до 2017 года, когда госкорпорация Ростех, Министерство здравоохранения России и Министерство промышленности и торговли России создали единого российского оператора санитарной авиации — Национальную службу санитарной авиации (НССА).
![](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/86d/86d4079c60482c37957b82676c7a6629_cropped_666x485.jpg)
Основная задача санитарной авиации — максимально воспользоваться «золотым часом» (первым часом после обращения за медицинской помощью), чтобы спасти жизнь и снизить риск осложнений для пациента. Чаще всего санитарная авиация помогает людям с инсультами, инфарктами, тяжелыми травмами, пострадавшим в ДТП, беременным женщинами с патологиями, детям и новорожденными, а наиболее востребованы услуги НССА в отдаленных уголках и труднодоступных районах России, а также в больших городах, где из-за пробок доставка пациентов в больницу затруднена.
С 2019 года вертолеты НССА несут круглосуточное дежурство в регионах России. На службе санитарной авиации находятся легкий многоцелевой вертолет «Ансат», а также многоцелевой вертолет Ми-8 в модификациях Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1. Каждый вертолет оснащен медицинским оборудованием, которое может быть дополнено специальным модулем с системой жизнеобеспечения для транспортировки новорожденных, включая аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга и дефибрилляции, аспиратор.
![Ми-8МТВ-1](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/800/800a33927577b49013c4ddcd77a10519_cropped_666x444.jpg)
«Ансат» обычно используется в городах и на равнинной местности для полетов «короткого плеча», поскольку этот вертолет может приземлиться максимально близко к месту происшествия. Ми-8, как самый массовый и один из самых надежных вертолетов мира, задействуется обычно в отдаленных районах в труднодоступных зонах и сложных природных условиях. «Ансат» может брать на борт одного лежачего пациента и двух медработников, Ми-8 — до четырех тяжелых лежачих больных в специальных модулях и до двадцати легких больных.
В 2020 году НССА совершила 2,5 тыс. вылетов и спасла 2939 жизней, а в 2021-м таких показателей санитарная авиация достигла за первые полгода. Всего на «вооружении» НССА состоит почти два десятка вертолетов, а их помощь для всех пациентов абсолютно бесплатна.