Как работает мобильная связь в Донецке
Я уже рассказывал, как живется и работается простым людям в прифронтовом Донецке. За последние несколько лет мы повидали столько, сколько многие не увидят за всю жизнь, к сожалению, впечатления не самые приятные.
Ситуацию в регионе усугубляют проблемы с мобильной связью. Помните недавние проблемы Мегафона? У нас такое практически каждый день.
До 2014 года в регионе стабильно работала тройка операторов украинского рынка: МТС, Life и Киевстар. Проблемы со связью возникали, но было их не больше, чем в других регионах.
Что изменилось с началом войны
С началом боевых действий практически все представители сотовых компаний покинули Донбасс.
Офисы и небольшие отделения сразу закрылись, а большие стали напоминать магазины сотовой связи начала 2000-х. На прилавках с десяток устаревших телефонов, оставшиеся в Донецке стартовые пакеты и очереди желающих решить проблемы со связью.
Большинство операций осуществлялись в пользовательском режиме, то есть сотрудник из офиса проделывал все так, как мог бы проделать сам абонент. Для смены тарифа выполнял USSD запросы, для заказа услуг звонил на горячую линию, для решения проблем отправлял фото заявления в главный офис.
Зато можно было приобрести старые тарифы, которые были недоступны для миграции и пользоваться ими еще несколько лет. Так многие выбрали безлимитные планы для общения в сети за 200 грн/год (примерно 450 рублей) и до сих пор пользуются ими.
3G в Украине появился уже в годы войны, разумеется, в Донецк и Луганск его не завезли. У нас беспроводная передача данных по-прежнему — боль, а пределом мечтаний является зона с покрытием EDGE.
Как пропадала связь
Через полгода после начала конфликта перестал обслуживать абонентов Донбасса оператор Киевстар. Он был не сильно распространен в регионе, однако, именно из-за малой загруженности станций связь была самой лучшей в 2014 году.
Чуть дольше (еще два года) продержался Life с турецкими корнями, который изначально начинал свое развитие именно с донецкого региона. Это был большой удар, ведь дешёвой связью пользовались многие студенты и школьники, карточки Life чаще всего брали для пенсионеров. Оператор предлагал возможность год не пополнять счет и при этом осуществлять исходящие звонки внутри сети.
Перебои со связью уже носили систематический характер, и на очередное дневное отключение в середине февраля этого года никто не обратил внимания. Однако, абоненты Lifecell (так назывался Life после ребрендинга) так и не дождались появления сети.
Представители компании около недели отмалчивались и лишь потом объявили о прекращении обслуживания региона.
Параллельно с этим прекратил работу национальный телеком-оператор, обслуживающий городские телефонные номера. Как говорится: «свято место пусто не бывает», на мощностях ушедшего Укртелекома соорудили местную телефонную связь.
Для бабушек и дедушек процесс был максимально незаметным, они снова смогли подолгу висеть на телефоне, звонить в поликлинику и ЖЭК. Все остальные сильнее ощутили данное изменение. С мобильного украинского номера больше нельзя было звонить на короткие и городские номера.
Вызвать скорую, полицию, газовую службу, позвонить в аварийную, записаться к врачу стало настоящей проблемой, ведь от городского телефона многие давно отказались. Все это наложилось на уход из региона оператора Life.
Все массово обзавелись сим-картами МТС (сейчас его уже приобрел Vodafone), а сеть, находящаяся без модернизации и обновления с 2014 года, начала работать на пределе.
Почему ушли операторы из Донбасса
Разумеется. всей правды не раскроет никто. Можно только попытаться угадать истинные мотивы компаний. С другой стороны можно проанализировать факты и сделать несколько интересных выводов.
Прекратившие работу Киевстар и Lifecell объяснили свое решение нестабильностью обстановки в регионе. Их представители не могут попасть на вышки и станции для ремонта, сотрудники не могут работать в офисах, а абоненты не могут решать текущие проблемы без помощи представителей.
Все это — надуманный бред. Жители Донецка регулярно наблюдают бригады, занимающиеся ремонтом оборудования оставшегося оператора МТС/Vodafone. C увеличением абонентской базы сеть худо-бедно, но справляется. Большинство проблем (смена тарифа, восстановление сим-карты и т.п.) решаются удаленно или через интернет-помощника.
При этом полноценно работают офисы компании, хоть и предоставляют далеко не весь спектр возможных услуг.
Перебои со связью чаще всего вызваны диверсиями на украинской стороне
Буквально на днях очередное отключение связи на несколько часов произошло из-за перебития магистрального кабеля в городе Изюм, который находится в соседней области на расстоянии около 100 км от линии фронта.
Жители Донецка по-прежнему видели заполненную шкалу сети, но совершать звонки или пользоваться интернетом не могли. Находящееся в городе оборудование работало исправно, а в зоне соприкосновения боевых действий в этот период не было.
Вот и получается, что для обеспечения связи в регионе оператор должен: найти общий язык с новыми местными властями, договориться с киевскими чиновниками (ведь украинские компании, работающие в Донецке часто попадают под давление) и быть готовым к устранению мелких пакостей на подступах к Донбассу.
Lifecell и Киевстар просто не смогли или не захотели работать с таким количеством внешних факторов.
В Донецке есть местный оператор
Да, на базе ушедшего первым Киевстара успешно организовали новый оператор под названием Феникс. Уже сегодня каждый четвертый носит про запас новую сим-карту. Работает все не самым лучшим образом, но есть развитие.
В первый год существования не было ни СМС, ни мобильного интернета, ни международных звонков. За прошлый год наладили все эти возможности, добавили USSD-запросы, организовали перевод средств между абонентами и запустили ряд дополнительных услуг.
Звонки в Россию работали практически с момента появления оператора (2015 год) по цене 5 рублей за минуту. На сегодняшний день можно звонить в любую из 50 стран от США (5 рублей за минуту) до Австралии (50 рублей за минуту). Обещают даже возможность осуществлять звонки на номера украинских мобильных операторов.
Другие проблемы со связью
Кроме регулярных перебоев и частых отключений жители Донбасса привыкли уживаться с так называемыми «глушилками». Военный город изобилует секретными объектами возле которых сеть практически не ловит.
Пользуются подобной техникой и колоны машин, перевозящих высокопоставленных чиновников либо наблюдателей.
Так в два счета сеть может пропасть и так же неожиданно вернуться. Значит — кто-то важный рядом проехал. А разговаривать в автобусе или маршрутном такси практически невозможно. Связь то и дело пропадает.
Для серьёзного разговора нужно прийти на уединенную скамейку в парке и звонить, не боясь быть прерванным.
Общая загруженность мобильных сетей сказывается и на качестве связи в старых капитальных домах. Раньше жители «сталинок» с толстыми стенами тоже наблюдали перебои, но сейчас позвонить можно только стоя возле окна или выйдя на балкон.
Вот так и живем, без LTE, роуминга и хорошего покрытия. Зато научились ценить личное общение.
Весь свежак про Apple читай здесь: Facebook, ВКонтакте и Telegram