Как работает алкозамок. Актуально для каршеринга
90% всех ДТП в России в 2020 году произошли по вине пьяных водителей.
Пьяная езда — больная тема для любой страны мира. Одно из решений проблемы — алкозамок. Это такой алкотестер, встраивающийся в автомобиль. Прибор определяет уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если водитель проходит тест, машина заводится, не проходит, значит нет.
Разберем подробнее, как это работает, где применяется и когда появится в России.
Как работает алкозамок?
Задача алкозамка — предотвратить движение автомобиля под управлением водителя с алкоголем в крови. Для выполнения этой задачи прибор устанавливается на борту автотранспортного средства и включается в цепь зажигания.
Аппаратная часть системы состоит из алкометра, блока управления и соединительных кабелей. Общение с водителем алкозамок ведет при посредстве алкометра — с помощью сообщений на дисплее и звуковых сигналов.
После того, как водитель, повернув ключ в замке зажигания, включил бортовую сеть, активируется алкозамок. Алкометр включается и после процедуры самопроверки предлагает водителю пройти тест на алкоголь, чтобы завести двигатель.
Водитель делает выдох в мундштук, алкометр измеряет содержание алкоголя, блок управления анализирует результат. И если алкоголь не обнаружен, надпись на дисплее алкометра сообщает о том, что тест пройден, и водитель может завести двигатель. Если же алкоголь обнаружен, блок управления препятствует его включению.
В России программирование функций системы, считывание, обработку и анализ записанных данных обеспечивает программное обеспечение «Алковизор», которое устанавливается в контрольно-сервисных центрах.
В 2019 году Мосгордума рассматривала вариант оснастить алкозамками такси и каршеринг. Вот, как описывал механику работы приборов председатель столичного парламента Алексей Шапошников: «Водителю предлагается подуть в специальный мундштук, и если устройство выявляет превышение алкоголя 0,2 промилле, запуск авто автоматически блокируется».
Неужели алкозамок нельзя обмануть?
Нельзя.
Самый логичный обманный ход — попросить трезвого друга дунуть в прибор, чтобы он не определил алкоголь. Проблема в том, что алкозамок требует замер уровня алкоголя не один раз за поездку.
Он может попросить сделать повторный замер в любое время в процессе вождения. Если повторный тест не выполняется или обнаруживается присутствие алкоголя, система блокировки не препятствует движению автомобиля, но включает звуковую и световую сигнализацию, используя бортовое светооборудование и гудок.
Если водитель принимает решение запустить двигатель в обход системы блокировки, он может сделать это, но память блока управления сохраняет все случаи несанкционированного запуска двигателя.
В каких странах применяется алкозамок?
▪ В Евросоюзе закон об алкозамках уже принят — с 2022 года все транспортные средства, произведенные на территории ЕС, должны быть ими оснащены.
▪ С конца 1990-х алкозамки используются в Швеции.
▪ В мире ими в основном оснащаются автомобили тех, кто ранее попадался на пьяном вождении. Причем, за установку и использование платит сам водитель — в Австралии пользование алкозамком обходится примерно в $2,2 тысячи в год.
▪ В Литве можно сократить срок лишения прав, если согласиться на установку блокиратора.
Исследования показывают, что алкозамок на 40–95% эффективнее, чем правовые санкции — штраф или лишение прав. По данным Департамента Великобритании, после их установки число рецидивов снижилось на 28–65%. Исследование показало, что алкозамки должны быть установлены везде, чтобы иметь эффект, так как после снятия блокировки количество рецидивов возрастает.
А что в России?
В России последние восемь лет обсуждается возможное введение автозамков в эксплуатацию. Впрочем, пока за пределы идей инициативы не выходят.
▶ В 2010 году их тестировали на школьных автобусах в Татарстане и Иваново, но дальше эксперимента дело не пошло.
▶ В 2013 году «Справедливая Россия» предлагала обязать водителей, уличенных в пьяном вождении, ставить за свой счет алкозамки, но законопроект отклонили.
▶ Минпромторг в очередной раз предложил ввести их в эксплуатацию в 2020 году.
▶ Замглавы Центра организации дорожного движения Москвы Александр Евсин предложил поставить алкозамки в каждую каршеринговую машину. Это одна из мер, призванных снизить аварийность среди арендных авто.
Что мешает появлению алкозамков в России?
Отсутствие инфраструктуры для обслуживания алкозамков.
Вот что говорит зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков:»Нет ни нормативной базы, ни стандартов, ни инфраструктуры для обслуживания алкозамков. Должна быть налажена связь алкозамка с полицией, чтобы попытка сесть за руль пьяным считалась «усугубляющим вину обстоятельством».
Также неясно, за чей счет будут устанавливаться алкозамки в авто — водителя или производителя. В первом случае цены на авто вырастут, один алкозамок стоит от 25 до 120 тыс. руб.
«Если алкозамки будут ставить за счет автопроизводителей, это приведет к росту цен на машины. Почему водитель, который вообще не пьет, должен платить сверху за алкозамок?» — говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.
Минпромторг планировал разработать «концепцию внедрения в массовое потребление» алкозамков до конца 2020 года, сообщал Коммерсант. Выполнило ли ведомство задачу, неизвестно.