Как Покрас Лампас использует iPad Pro, чтобы рисовать свободно. Интервью

Десятки тысяч художников прямо сейчас, пока вы читаете эти строки, делают красиво, держа в руках Apple Pencil над экраном iPad Pro. Уже много лет эта пара девайсов демократизирует искусство и творчество, делая его удобным и доступным для миллионов начинающих, любителей и настоящих профи.

Но одно дело – судить об этом со стороны. Совсем другое – услышать и увидеть напрямую от Покраса Лампаса.

Я поговорил с ним в феврале прошлого года, когда Покрас приходил на запись интернет-шоу Просто о сложном с Софико Шеварнадзе.

Одно на другое, в наши края заглянул COVID-19, жизнь и планы изменились. Это интервью осталось ждать своего часа, который наконец-то настал.

Поехали: один из самых известных современных российских художников делится с нами тем, как использует гаджеты и современные технологии, развивая и двигая вперёд искусство письма с многотысячелетней историей.

Покрас расскажет, какими приложениями пользуется на iPhone и iPad Pro, как они помогают ему создавать новые работы и коллаборации с брендами мирового уровня. А ещё даст советы для тех, кто хочет попробовать нырнуть в мир каллиграфии и диджитал-рисования.

Кто такой Покрас Лампас

Многие россияне слышали про Покраса, даже если не следили за современным искусством. Громкая история с проектом «Супрематический крест» в Екатеринбурге сделала калининградского каллиграфа известным на всю страну.

Задолго до креста, Покрас вошёл в мир моды и искусства, создав свой собственный стиль – каллиграфутуризм:

Он экспериментирует с каллиграфией и представляет, как она будет выглядеть через десятки и сотни лет. При помощи символов разных алфавитов Покрас расписывает холсты словами в определённой стилистике, а также ищет способы создать из слов необычные композиции, придумывает новые формы букв и знаков.

– Страница Покраса на Википедии

Его ни с чем не спутать: один раз увидев пример, вы начнёте безошибочно определять каллиграфию художника где угодно.

Найти её можно в разных местах: коллаборации с модными домами и брендами, фасады и крыши известных зданий по всему миру и лимитированные автомобили. Среди тех, с кем Покрас уже успел поработать, есть Nike, Mercedes-Benz, Pirelli, Lamborghini, IKEA, Adidas и многие другие.

В сентябре прошлого года Покрас взял награду журнала GQ: Открытие Года. Его работы выставляются в крупных музеях, включая Opera Gallery в Дубае и Гонконге, а иногда украшают их фасады – например, Новую Третьяковку.

Кстати, в паспорте у него действительно теперь такое имя и фамилия: Покрас Лампас.

Интервью с Покрасом Лампасом

– Смотри. У тебя появляется идея. С чего начинаешь – набросок на бумаге, набросок на iPad, как вообще?

iPad – крутая история для быстрой визуализации яркой идеи из головы, он позволяет быстро пройти этап создания скетча. Представил себе сложный коллаж, новый принт на футболку. Прямо сейчас могу это быстро зарисовать, замиксовать, картинки две склеить, как-то наложить – в общем, зафиксировать быстро, пока из головы не вышло.

На iPad просто хороший софт, с которым можно работать нативно. Я его понимаю, я с ним легко обращаюсь, мне нравится.

– Какой софт?

Мне очень нравится Procreate.

– Ты в этом не одинок.

Да. Сто процентов, Procreate крутой! На него все генерят сейчас новые штуки: новые лей-ауты, новые кисти, новые какие-то уроки, как делать грамотно какие-то градиенты, как со слоями играть, и что туда можно сделать. Супер-большой объем информации, новые возможности появляются чуть ли не ежедневно.

Пример. Недавно вижу в Инстаграмме художника по каллиграфии новую кисть (@devandvan). Пишу ему: «Бро, пришли». Он присылает, и всё, я тоже пишу такой кистью. Инструмент передал на расстоянии.


Снято на iPad Pro 2020, обработка в Lightroom Mobile, кисти и каллиграфия в Procreate. Фото: Илья Ровный @rovniy

– Есть что-то такое, что ты сделал целиком и полностью только на iPad и/или iPhone?

Это связка.

– То есть?

Я работаю со сложным потоком деталей, с типографикой. А это только Adobe Illustrator, потому что там правильная работа с кривыми, есть возможность правильно верстку настроить и так далее. Без ноутбука тогда не обойтись.

Но если говорим о чём-то быстром, то нужно, чтобы девайс был с собой, под рукой. Вот прямо сейчас. Тогда iPad выручает.

Да и iPhone. Я такое количество в нем фотографий делаю, просто тьма. Фиксирую всё: текстуры, музейные работы, экспозиции, композиции, какие-то вещи. Потом, когда мне нужно что-то создать, у меня есть идеальный плацдарм идей. Это уже персональный опыт, я пропустил всё через себя.


Покрас в своей студии. Фото из сета Сергея Мисенко: @misenko

AirDrop – то же самое. Фотографию в Lightroom быстро накрутил, добавил туда какие-нибудь кислотные вещи, перекинул на iPad, на iPad кистью мягкой масляной всё это размазал, потом всё это дело сохранил – у тебя идеальная подложка для векторной графики.

Они работают, как клёвая связка. Сейчас в Adobe Lightroom могу тебе что-нибудь показать, чтобы ты понимал, как я работаю.

– Пару фоток сниму, не против? Или это закрыто всё?

Да запросто!

Совсем недавно была красивая глянцевая кампания из каталога BVLGARI. Вот, накладываю свой арт оверлеем поверх их кампании, чтобы арт попал на их слой. Потом свой холст накидываю сверху, и появляется такой дикий коллаж:

В реальном времени могу посмотреть и поправить расположение, цвета, всё что угодно, и получается реально круто.

Важно ещё то, что у меня сохраняется готовое брендирование, и это супер быстро, уже сделано под превью поста. Вижу на экране готовый результат, без промежуточной работы.

Так и поучилось: сделал с девайса, оттуда же выложил в Инсту. Сам можешь посмотреть, набирает лайки круто.


Покрас работает в Procreate на iPad Pro. Снято на iPhone 11 Pro Max.

– Короче, ты сделал коллаб с BVLGARI целиком на iPad.

Да, полностью всё сделал в Нью-Йорке, лёжа в кровати и именно так, как мне самому нравится.

Вот почему часто нужна мобильность. Ок, есть рабочий стол, есть всё, что связано с сложным, компьютерным софтом. Но арт иногда делается наживую, очень быстро, в одном порыве.

Так что с iPhone или с iPad плюс iPhone делал, делаю и буду делать разные классные штуки.


Снято на iPad Pro 2020, обработка в Lightroom Mobile, кисти и каллиграфия в Procreate. Фото: Илья Ровный @rovniy

– Помню, в 2018 году Apple предложила тебе протестировать iPad Pro и новый Pencil. Как их оцениваешь в качестве инструмента? Есть что-то хуже, лучше?

Я года с 2013-го амбассадор тач-скринов экранов с перьями. Прошёл через многих производителей: Wacom, Sony, Asus. Ещё в бородатые года у меня был один из первых планшетов, на котором можно было рисовать электронным пером.

Мне это важно, потому каллиграфия – не штука, это не мышкой надо рисовать. У меня её с 2013 года нет, кстати. И даже графические планшеты – не то. У того же Wacom все планшеты это подключаемый девайс, где ты на «чёрной зоне» работаешь, а она транслирует это в пропорциях на экран.

Нет, надо рисовать прямо на экране: ты видишь результат сразу, пишешь словно как на листе. Я приноровился с пером работать, стал требовательным к времени отклика, к пониманию наклону пера, к тому, как оно скользит по экрану, к тому, как это адаптировано под софт; понимает ли софт кисть, интенсивность…


Покрас работает за iPad Pro 2020 с клавиатурой Magic Keyboard. Снято на iPhone 11 Pro Max.

У iPad нет задержек, есть супербыстрая визуализация по штрихам. То же самое про угол наклона. Он был раньше в суперпрофессиональном софте и девайсах, вроде Wacom. Но iPad с Apple Pencil сделал это мобильным.

Сам Pencil маленький, быстро заряжается. У второго поколения ещё и магнитное крепление к планшету, это очень удобно.

Все эти детали помогают перенести моё творчество в «цифру» без погрешностей. Я делаю руку «вот так» и «вот так», а 99,9% других людей – иначе. iPad и Apple Pencil позволяют в любой момент перенести мои каллиграфические «скилы» на цифровой холст один-к-одному, и поэтому они мне нравятся.

Планирую попробовать новую связку из серии iMac + iPad с трансляцией на экран, чтобы всё переходило с планшета сразу в «тяжёлый» десктопный софт. Хочется попробовать в 3-D смоделировать, каллиграфию сделать трехмерную.


Снято на iPad Pro 2020, обработка в Lightroom Mobile, кисти и каллиграфия в Procreate. Фото: Илья Ровный @rovniy

– При всём этом iPad Pro и iPhone являются массовыми девайсами. Таланта добавить, и хоть Покрасом номер два становись. Замечаешь демократизацию профессиональных инструментов?

Да, это, кстати, факт – демократизация. Как только любая технология становится широкой в распространении и в использовании, она начинает быстрее и качественнее эволюционировать.

Больше пользователей, громче требования повышения качества технологий, и результат – новые возможности, штуки и инструменты. Это цепочка, от которой выигрывают все.

Когда вышел iPad и Procreate, почти все после Adobe Illustrator стали на нём работать, потому что увидели альтернативу их стандартному «воркфлоу». Мобильность, точность отклика пера повысили планку требований. И софт за ними начал развиваться пропорционально.


Снято на iPad Pro 2020, обработка в Lightroom Mobile, кисти и каллиграфия в Procreate. Фото: Илья Ровный @rovniy

Сейчас текстур и кистей для Procreate просто сумасшедше много. Потому что аудитория стала больше, запросы выросли. Мы можем диктовать: «Дайте нам новые крутые кисти». Пожалуйста. «Дайте нам более адаптивное перо». Пожалуйста.

Или вот, Инстаграмм вводит маски и дает людям инструмент для создания новых масок. Мы их создаем не просто на каких-то сторонних приложениях, а мы создаем их именно в Инстаграмме и для Инстаграмма, чтобы аудитория Инстаграмма этим пользовалась.

Почему это важно? Инстаграмм стал настолько массовым приложением, что он начинает демократизировать сложную вещь – создание масок, дополненную реальность. Он говорит: «Вот вам система центров загрузки, отслеживания, статистики, окно, для того чтобы человек об этом вообще узнал». Он демократизирует суперсложную технологию.

Это позволяет двигать многие вещи в народ, когда есть быстрый процессор, быстрый интернет, чтобы это загрузить и попробовать каждому.

– С привлечением новых людей в эту историю, больше спрос, больше предложения, соответственно, все от этого выигрывают.

Да, да. Плюс у iPad крутая вещь, для меня лично – это экран.

– Экран огонь.

Вообще. Шикарный, очень яркий, крутая цветопередача, очень высокое разрешение. Я как покупатель это всегда хочу. Нужно, чтобы у меня было идеальное качество; я кайфую от того, что у меня в руках всё горит, мне приятно с этим работать. Чисто эстетически я требовательный ко всему.


Снято на iPad Pro 2020, обработка в Lightroom Mobile, кисти и каллиграфия в Procreate. Фото: Илья Ровный @rovniy

– Какой iPad Pro у тебя? 11 или 12,9 дюймов?

У меня большой, 12,9 дюймов.

– Удобно? Как по мне, не особо портативный.

Мне всё идеально. Рабочая область там классная, рамки маленькие. Клавиатура подключается, все шорткаты работают. В общем, полный набор.


Покрас, Apple Pencil, iPad Pro 2020, Magic Keyboard. Снято на iPhone 11 Pro Max.

– Про клаву момент. К 10-летию iPad ходили разговоры, что iPad так и не заменил ноутбуки и компьютеры. Это вообще когда-нибудь случится?

Это поколенческая история. Есть сегмент времени в силу возраста и профессиональной деятельности, где ты можешь выбрать один хороший инструмент и с ним работать. Ты нарабатываешь скилл, портфолио, проекты. Можешь расширяться.

Затем выбираешь второй инструмент, дополнительный. И iPad – это как раз возможность прийти в профессию с максимально высоким качеством, отдачей и так далее за вменяемые условия.

– Маршрутизация?

Да, именно. То же самое с софтом: он доступен, понятен, дружелюбен в интерфейсе и качестве. Ты контролируешь, отвечаешь, за качество, цветопередачу, за все моменты, когда отдаешь проект.

Когда начинаешь делать крупные вещи, то можешь позволить и домашнюю студию, и ноутбук, и iPad, всё что угодно. Но если формируешь в единое облако, ты просто экономишь время. Перекидываешь по AirDrop, снял с iPhone и открыл на iPad, вот это всё.

Освобождаешь голову для более важных целей: сдать проект в срок, сделать его качественно, посмотреть на разных носителях, эффективно запостить его в соцсети. Повышается уровень качества всего, что ты делаешь.

– Как считаешь, iPad вообще может заменить компьютер? И должен ли?

Смотри, iPad – важный инструмент. Чем больше людей пользуется им, тем больше на него выходит крутых приложений, апдейтов, обновлений, адаптаций.

Ноутбуки из-за этого никуда не исчезли. На них есть очень много профессионального софта, часто незаменимого. Настоящие профессионалы просто теперь могут стать флюидными в инструментах: сегодня я работаю на этом, завтра на чём-то другом. И получать максимум выгоды, а не зацикливаться на только одном воркфлоу творчества.

Полноценной заменой ноутбука iPad станет не скоро. Пока не получается в полную силу работать в Adobe Illustrator или Photoshop на iPad, приходится искать замену – Affinity или что-то еще. Где-то замена работает идеально, как в случае с Lightroom, а где-то не идеально, как в случае работы с векторной графикой.

Но когда профессионал видит, как обалденно ведёт себя, скажем, кисть на iPad с Pencil, то понимает: у него появляется альтернатива, которые любой настольный ПК или ноутбук просто не предоставит.

Вес, синхронизация, возможность использовать планшет сам по себе. Всё это тоже круто. Это новый инструмент, который позволяет делать больше.


Эмулятор кисти Zen Brush 2, 229 руб. в App Store.

– Но искусство, тем более современное – это довольно закрытая тема. Разве нет отторжения новых инструментов теми, кто привык к старому формату творчества?

Помню 2010 год, когда я приходил в школу по каллиграфии, там преподавал очень крутой дядька в возрасте. Он просто мастер своего письма. Идеальная каллиграфия. И работал только старыми чернильными перьями.

Сам я тогда ездил в электричках из Москвы в Королев и обратно. Были с собой альбом и маленькая баночка чернил. Постоянно боялся: сейчас электричка дрогнет и разольет банку на соседа. Поэтому переживал, держал одной рукой баночку, писал при этом.

Однажды прихожу и ему говорю: «Посмотрите, появилось перо Parallel Pen, которое автоматически подаёт чернила и позволяет писать готическую, любую другую каллиграфию без остановки. Не нужно носить с собой чернильницу, не нужно макать никуда ничего. Это пушка!»

А он мне отвечает: «Мне это не интересно. У меня есть перья супер-редкие, дорогие, начищенные, я ими пишу. Моя каллиграфия выглядит круто, потому что я умею с ними работать». И всё.


Вид перьевой ручки «parallel pen», о которой ниже говорит Покрас

Для себя понял, что уважаю это решение. Но если хочу развиваться как художник, то буду выбирать инструмент, не оглядываясь на чужое мнение.

Потому что когда появилась та ручка, я стал писать в 10 раз больше, абсолютно нон-стоп. Кайфовал от того, что теперь могу креативить мобильно!

То же самое сейчас происходит с iPhone, с iPad, вообще, с этой экосистемой, приложениями и доступностью. Новый инструмент позволяет людям самовыражаться эффективно в той среде, где им удобно.

На каллиграфии это сказалось любопытно. Многие вещи, которые раньше делали только профессионалы, сейчас может повторить каждый. Имитация кистей потрясающая, «флоу» этих штрихов и так далее – такие детали космические, которые раньше «в цифре» представить было невозможно.

Там можно взять, разлиновать себе область, написать по разлиновке, а потом область эту скрыть одним тапом. На бумаге это сколько работы…

То же самое, экспорт файла: можно написать на бумаге, отфотографировать или отсканировать с идеальной цветокоррекцией. Результаты от этого бывают аутентичные, такие «цифрой» не заменить.


Покрас в своей студии. Фото из сета Сергея Мисенко: @misenko

– Понял. Получается, iPad для тебя – как та самая ручка.

Да, так и есть.

Я не говорю о том, что кроме iPad всё остальное для меня перестало существовать. Наоборот, я всем пользуюсь так же профессионально, так же развиваю свои «скиллы», также изучаю новое. Расту.

Но при этом, когда появился такой инструмент, я стал суперэффективен там, где мне этого не хватало. Вот и всё. Соответственно, делаю какие-то новые открытия, крутые успешные проекты и так далее.

– Последний вопрос. Куда сейчас движется цифровой формат искусства? Я сейчас смотрю, есть Никита Реплянский, он делает штучки такие…

Никиту знаю, конечно.

– …да. И вот он делает VR, масочки, манифестации в пространстве виртуальном – это будущее цифрового творчества или нет?

Digital-мир будет «качать» невероятно, потому что среда, в том числе технологическая, стала наиболее дружелюбной. Появились инструменты, скорость интернета, возможность транслировать это на сотни миллионов устройств.

Я видел VR задолго до его признания. Был в студии в Москве, одной из самых редких, которая работала на самописном софте через первые виртуальные очки, с трекингом через камеры. Супер сложный код, только три отмены назад, и ты ограничен набором кистей. Глаза болят, так это было жёстко.

Но я хотел это прочувствовать. И, главное, представить, кто-то ещё сейчас сможет посмотреть это в очках VR и тоже кайфануть от моей работы. Тогда это было просто невозможно.

Потом выходит HTC Vive, и все хотят им пользоваться, но он дорогой. В итоге никто не может себе его позволить. Все на него смотрят, облизываются: «Ух, как бы я сейчас порисовал, посмотрел». Что происходит? Технология, вместо того чтобы уходить в профсреду, начинает это геймифицировать.

Появляется относительно доступный PlayStation VR, адаптированные для народа развлечения. Мол, мы тебя на карусель посадим, просто крути головой и смотри, по сути.

И потихоньку технология становится трендом.

То же самое сейчас происходит со всем диджитарием – маски доступны, иллюстрации «в цифре» доступны. и напечатать, и показать, и на большие экраны вывести на Таймс-сквере в Нью-Йорке, и в музее проекции вывести…

Всё, среда адаптировалась. Пожалуйста, развивайся и будь крутым. 3D-модели существуют, которые стали Fashion-инфлюенсерами!

О чем это говорит? О том, что технология через массовую аудиторию встраивается в нашу привычную жизнь, а после этого появляются профессионалы, которые на широкую аудиторию там творят что-то крутое.

– Покажи рабочие столы в iPhone. Что на первых экранах и почему?

iPhone для меня, в первую очередь, коммуникация. Я постоянно на связи. Первый экран под социальные сети: Instagram, Twitter, Gmail, YouTube, TikTok. Также Камера, приложение для работы с ИП, плюс простейшая обработка, типа Snapseed, если что-то надо сделать быстро.

Ещё Часы, Фото и Календарь. Мне кажется, это самый практичный экран, которым я пользуюсь.

Второй экран заточен под разные виды сервисов. Банки, карты, такси, доставки и прочие приложения, которые использую в работе. Например, облачные сервисы, если нужно что-то засинхронить. От Google у меня папка всяких отдельных штук. Ещё папка для перелётов, которая сейчас, конечно, пылится.

Отдельно папки под фото и видео, которых очень много, там как раз секретные и не секретные, всякие разные приложения, которыми пользуюсь.

Одна из моих любимых функций – когда смахиваешь экран вниз, то через первую букву в поиске находишь любое приложение. Это быстрее, чем искать нужную папку. Свайпнул, вбил первые пару букв, открыл и работаешь. Удобно очень.


Первые два экрана рабочего стола iPhone 11 Pro Max у Покраса Лампаса.

– На первом экране VSCO и Lightroom. Это твои основные фоторедакторы?

Да, в основном, Lightroom. VSCO редко пользуюсь, потому что есть тренд на реалистичную репродукцию цвета. В VSCO реже обрабатываю фото, чаще просто серию фотографий смотрю.

А Snapseed – для быстрых манипуляций: яркость, контрастность. Если честно, обе программы не так часто открываю, как редактор встроенного приложения «Фото» в iOS. В нём вытягиваю изображение, чтобы не пересохранять его десять раз. Единожды сделал редактуру, дальше ей пользуюсь.

– Мы много разных приложений упомянули. Давай соберём всё вместе, сделаем такой ТОП-5 от Покраса.

Procreate (749 руб.): мой главный инструмент для творчества. Всё выстроено вокруг него. Здесь делаю эскизы, затем отправляю коллегам.

Adobe Ligthroom (бесплатно): в основном редактирую фотографии здесь. Никаких откровений, это стандарт, как и Procreate.

Union (бесплатно): накладываю здесь разные коллажи. Оно максимально простое, легко подгружает любые проекты. Одно из лучших по интерфейсу, прямо must have.

Slow Fast Slow (бесплатно): через кривую очень плавно ускоряю или замедляю видео. Нужно, когда снимаешь ролик – позволяет делать интересные штуки для Stories в Инстаграме. Делает плавные переходы, очень помогает, если сам монтирую.

Встроенный редактор в приложении Фото: стараюсь делать в нём максимум возможного, потому что он сохраняет лучшее качество картинки. Ещё нравится, как устроен интерфейс, всё быстро, просто и понятно.


Покрас Лампас для Apple, iPad Pro + Procreate.

Я делаю много сложных, профессиональных проектов. Так или иначе, завязан на связке продуктов Adobe. Это Photoshop, Illustrator и так далее, в зависимости от задачи. У меня Photoshop всегда был выстроен на графический дизайн. Чётко понимаю, как выстроить там пиксельную сетку, как понять пропорции, как использовать шрифты и делать адаптацию макета под любой размер.

А вот Procreate решил задачу, которую я в Photoshop никогда не поставлю. Это как раз творческая свобода, где нет смысла нагружать приложение инструментами. Ей нужно дать те задачи, которые она лучше всего решает. Например, в Procreate имитация художественных кистей и работа именно с иллюстрацией сделана гораздо качественнее.

К этому добавляем основное преимущество iPad: я могу рисовать на экране с невероятно быстрым откликом и качественным пером Apple Pencil – с нажатием, углом наклона.

Вместо того, чтобы делать всё в Photoshop через танцы с бубном, я выбрал эти два приложения, и мне очень удобно их миксовать.

Через AirDrop легко перекидываю исходники и работаю, по сути, на двух экранах. В Procreate на iPad Pro у меня графика, иллюстрация; на моем Mac – всё, что связано с дизайном, с работой, с крупными макетами, которые много весят, которые нет смысла делать мобильно.


Чехлы с принтом из официального магазина Покраса Лампаса. Стоят 1200 рублей, доставка бесплатна.

– Вижу у тебя чехол для iPhone с каллиграфией. Как ты его сделал, можно такой купить?

Да, мы делаем для моего бренда интересные штуки: одежда, аксессуары, расписные лимитированные дропы и коллекции. Естественно, делаем чехлы для iPhone, потому что я сам пользуюсь и сам очень люблю это. С ними ты меняешь свой стиль и облик. Для меня это часть стиля – мой аксессуар, мой чехол.

Наши чехлы сделаны по прикольной технологии: мы используем силикон вместо пластика. Силикон гнется, но не ломается, не крошится и намного дольше служит. Его не надо выбрасывать, он легко моется.

Печатаем объёмным методом нанесения принта с использованием глянцевого лака. Классная технология, которую мы в последние три года отрабатывали и сейчас довели до идеала.

У магазина есть свой профиль Instagram и сайт. Скоро будет еще более интересная штука, мы готовим вторую версию сайта и много всяких там моделей.

– Последнее. Если человек заинтересовался каллиграфией, с чего начать? Нужен ли сразу iPad и Apple Pencil?

С чего начать, каждый должен выбирать сам. Кому-то хочется, чтобы всё было сразу просто, а кому-то хочется, чтобы сначала было максимально трудно, и вообще ты ненавидел процесс, но потом в процессе его полюбил.

По мне, самый лучший опыт, который можно получить – это опыт моторики руки, который мы получаем из бумаги. Потому что так мы учимся чувствовать инструмент.

Когда вы научитесь работать с инструментом в аналоговом мире, то заметите, что тратите слишком времени на всё остальное. Аналоговый результат надо отсканировать, сделать зарисовку, выбросить бумагу… Вот тогда и придёт время попробовать диджитал.

Вы открываете для себя Procreate, Apple Penicl, iPad, а это – прекрасная рабочая зона, любой цвет краски, любая имитация кисти. Так выйдете за пределы того, что есть у вас в вашей домашней мастерской.

Не все сразу будут писать маслом. Не каждому нужен сразу спрей. Но если попробуете это сделать в Procreate, то получите быстрый эффект и результат. Вживую же, вы сделаете 100 ошибок, но на 101-й станете профессионалом. Поэтому оба формата, аналоговый и цифровой, друг друга дополняют, а не исключают.

Я в этом плане считаю, что любая работа строится на понимании своего инструмента. Когда понимаешь, то раскрываешь его потенциал на 200%. Иначе можно взять любой, абсолютно идеальный технический сетап, и не получится ничего приличного. Потому что непонятно, что можно делать и куда расти.

P.S. Проекты Покраса можно посмотреть на официальном сайте, а следить за ним – в личном аккаунте Instagram @pokraslampas.

©  iphones.ru