Как открыть свой вейп-шоп и не париться — Тонкости бизнеса по франшизе Vape Studio
Пока на вейперов рисуют карикатуры, бизнес по продаже вапорайзеров превращается из увлечения в мировую индустрию. Владельцы магазинов рассказали, как открыть бизнес по франшизе, в чем разница между столичными и региональными вейперами и можно ли зарабатывать на паре.
Материал подготовлен при поддержке Vape Studio.
Успешность сети, работающей по франшизе, сильно зависит от эффективности работы самого франчайзера. Этот вопрос vc.ru уже поднимал в колонке о бизнесе на «кофе с собой». Тем интереснее сравнить, какие проблемы удалось решить вейперской франшизе Vape Studio.
С чего начать
Даже в раскрученной индустрии франчайзеры часто не имеют серьезных активов, а только оказывают поддержку в социальных сетях и дают сомнительного качества советы. Vape Studio предлагает своим партнерам нечто более материальное и осмысленное: раскрученный бренд, полный набор инструкций по оформлению торговой точки и обучению персонала, скидки от поставщиков, маркетинговую поддержку — и, что самое важное, связи.
Продажа товаров для вейпинга — совсем новая сфера, поэтому обучающие материалы Vape Studio уникальны. Консультанты объясняют новичкам, как должны выглядеть их магазины и товар, как продавцам общаться с клиентами и какие жидкости для электронных сигарет закупать в первую очередь.
Отдельной строкой проходят консультации по работе с госорганами. В бухгалтерию партнеров Vape Studio не влезает, зато учит, как оформить торговую точку, чтобы санэпидемстанция и пожарный инспектор не выписали штраф, а также объясняет особенности системы налогообложения.
В вейп-бизнесе много тонкостей, которые приходят с опытом, и именно этим опытом франчайзеры готовы поделиться: объяснить, «жижи» с какими ароматами в моде и почему желтые ценники могут хорошо сработать для увеличения продаж. После покупки франшизы и самой важной первичной консультации Vape Studio может продолжить помогать партнерам вести бизнес за 10 тысяч рублей в месяц.
Мы открылись недавно, в конце мая. Консультанты Vape Studio к нам приехали и рассказали, как строится бизнес, как делать ремонт, что писать в социальные сети и что лучше закупать для продажи. Родион (соучредитель Vape Studio и «вейповый сомелье» — прим. vc.ru) приехал на открытие и обучал персонал, рассказывал, как подавать себя на рынке.
Сейчас компания на слуху, все знают, что мы сеть. Это вызывает доверие, и продажи растут, многие к нам приходят потому, что у нас интересная концепция. Vape Studio ведет переговоры с поставщиками и выбивает нам скидки.
— Татьяна, хозяйка магазина Vape Studio в Нижнем Новгороде
Стоимость входа в бизнес
Если в некоторых франшизах собственник получает только вывеску, а в остальном предоставлен самому себе, то у Vape Studio траты разложены по пунктам и порог вхождения просчитан. Стоимость самой франшизы — 70 тысяч рублей на город. Ремонт помещения и оформление в соответствии с фирменным стилем обойдется еще в 350−500 тысяч рублей, а первая закупка у поставщиков — в 600 тысяч. Плюс расходы на рекламу. Хотя баннеры, эскизы и макеты для печати предоставляет студия, за размещение платит франчайзи.
По совету совладельцев Vape Studio, при выборе места нужно ориентироваться на проходимость, так как доля постоянных клиентов в этом бизнесе невелика. Это не ресторан, здесь люди предпочитают покупать расходники по пути. Больше заработает тот, кто застолбит лучшее место в городе.
«Не надо бояться больших расходов — надо бояться маленьких доходов», — говорят в Vape Studio и утверждают, что ежемесячная прибыль с одного магазина может составлять порядка 200 тысяч рублей в самом начале работы. Рынок только зарождается, устоявшихся конкурентов нет, часто на весь город приходится один вейп-шоп или вообще ни одного. Это определяет правила игры: маржинальность товарных позиций составляет от 100% до 400%.
Однако деньги — это еще не все, что нужно для успешной работы в индустрии. Вейп-бизнес — разновидность розничной торговли, и без соответствующего опыта, как признаются основатели студии, в этой сфере очень непросто. Поэтому далеко не все, кто оставляет заявки на лендинге по продаже франшизы, проходят путь до партнера Vape Studio.
«Если человек говорит: «Папа дал полтора миллиона, и я хочу открыть вейп-шоп!» — мы таких людей фильтруем: они, как правило, не ценят свое и наше время и думают, что если открыть дело, то сразу можно улететь в Доминикану курить сигары, а это не так».
Собирательный портрет хозяина магазина электронных сигарет — молодой состоявшийся предприниматель от 25 лет, который зачастую развивает уже второе направление бизнеса.
«За первый месяц мы точно отбили зарплату продавцам и аренду, частично отбили закупки. Бухгалтер у меня не жаловался, — продолжает делиться опытом Татьяна. — На аренду, зарплаты и закупки хватает всегда».
Особенность модели
В составе сети Vape Studio сейчас 15 магазинов, четырьмя из них собственники управляют сами — то есть франчайзеры не оторваны от бизнеса, а ежедневно сами работают в соответствующей среде.
Менеджеры Vape Studio говорят, что их бизнес больше похож на консалтинговый, чем на классическую франшизу. Изначально осуществляется разовый взнос за право использовать вывеску, а остальные деньги от франчайзи приходят в виде оплаты консультаций.
Мы тестируем жидкости для вейпа и говорим, в каких пропорциях их закупать. Например, молоко зайдет хорошо, а клубника хуже. Самое главное — это как раз информация, что будет продаваться.
— Юрий, сооснователь Vape Studio
Тестировать жидкости приходится тщательно, поскольку в России все еще нет четких законодательных рамок и контроля за созданием жидкостей для вейпов. Именно поэтому своего партнера Юрий в шутку называет «сомелье». Хотя всевозможные санкции и контрсанкции пока никак не повлияли на отрасль, владелец магазина может поиграть в импортозамещение. В России уже налажено производство многих марок жидкостей, которые с успехом заменяют иностранные в бюджетном сегменте.
Столичный вейпинг против регионального пара
Разница между столичными вейперами и региональными любителями электронных сигарет бросается в глаза. В Москве вейп стал частью городской культуры и средством самовыражения, над которым нередко посмеиваются в интернете.
В регионах жесткой зависимости между электронными сигаретами и субкультурой нет. Напротив: явление охватывает все население. Многие видят в вейпе альтернативу обычным сигаретам, кто-то просто хочет сам выбирать вкус дыма.
Разная мотивация сильно сказывается на культуре потребления и, соответственно, среднем ценнике. Если в Москве ценятся дорогие «жижки» со сложными ароматическими букетами по цене 1000–1500 рублей, в регионах более востребованы жидкости попроще в сегменте 400−700 рублей. Более или менее совпадают лишь возрастной и социальный критерии: среднестатистический вейпер 25 лет или старше, а уровень его дохода можно оценить как стабильный.
«Детский вопрос» Vape Studio решила превентивно, не дожидаясь принятия Госдумой профильных законов. Уже сейчас сеть продает электронные сигареты и расходники только совершеннолетним.
Напоминаем, что курение вредит вашему здоровью.
© vc.ru