Как новейшая «потеющая» краска сохраняет прохладу

Особенность краски, разработанной специалистами из Сингапура заключается в ее способности «потеть» — то есть удерживать и постепенно испарять влагу, подобно человеческому телу, которое охлаждается с помощью потоотделения. Такой подход оказался особенно эффективным в тропических регионах, где воздух насыщен водяным паром, который задерживает тепло и создает дополнительную нагрузку на системы охлаждения зданий.
На протяжении многих лет для снижения температуры внешней поверхности зданий применяются разнообразные методы охлаждения, в частности, солнечно-отражающие краски. Однако в условиях высокой влажности их эффективность заметно падает. Новая цементная краска сингапурских исследователей сочетает в себе сразу три механизма охлаждения: отражение солнечного света, отведение тепла и испарительное охлаждение. Благодаря пористой структуре краска впитывает и удерживает воду, затем постепенно высвобождая ее при нагревании поверхности. Таким образом удается эффективно отвести тепло и снизить температуру окружающего воздуха.
В рамках эксперимента ученые нанесли на жилых дома в Сингапуре три разные краски: одну — обычную белую, вторую — коммерческую краску, которая охлаждается путем отражения солнечных лучей, и третью — собственную инновационную разработку. В течение двух лет наблюдений выяснилось, что новая краска позволила снизить энергопотребление кондиционеров в здании на 30−40%. Это стало возможным благодаря высокому уровню отражения солнечного света — от 88% до 92%, а также за счет испарительного эффекта.

Кроме того, даже спустя два года использования в условиях тропического климата, только краска сингапурских ученых сохранила свой первоначальный белый цвет. Остальные варианты заметно пожелтели под воздействием солнца и влаги. Секрет устойчивости к внешним воздействиям заключается в применении наночастиц, которые повышают отражающую способность и защищают краску от разрушения.
Новая разработка имеет важное значение не только для охлаждения отдельных зданий, но и для борьбы с так называемым эффектом теплового острова — феноменом, при котором густонаселенные городские районы становятся значительно теплее из-за асфальта, бетона и других материалов, которые интенсивно поглощают тепло и выделяют его во внешнюю среду. Внедрение таких материалов в городскую инфраструктуру может стать одним из эффективных шагов в борьбе с изменением климата, особенно в регионах с высокой плотностью населения и жаркой погодой — на Ближнем Востоке и в Азии. Разработка уже вызвала горячий интерес в научном сообществе.
