Как не нарушать закон «О персональных данных» при работе с облачными CRM
Здравствуйте.
Все мы в своих CRM храним персональные данные — ФИО, личные телефоны, email, а часто и адреса и более личную информацию о клиентах. Скоро закон вступает в полную силу, а ни одна из популярных облачных CRM («Битрикс24», «Фреш офис», amoCRM, «Мегаплан») не обещает соответствия 152-ФЗ.
Нас молча вынуждают нарушать закон и перекладывают ответственность, или же эту проблему не должны решать сами сервисы?
Отвечает Максим Лагутин, руководитель, специалист по информационной безопасности
юридического сервиса «Б-152»
Привет. Это отличный вопрос, и на него есть два ответа.
Первый базируется на том, что компания-разработчик CRM не может знать и вообще контролировать то, какие персональные данные и в каких целях обрабатываются на их платформе.
Они лишь предоставляют, как хостинг, вычислительные мощности и программное обеспечение, которое уже сам пользователь CRM наполняет разного рода персональными данными клиентов. Вы же не будете требовать от арендодателя офиса, чтобы он обеспечивал безопасность тех персональных данных, которые вы храните на бумаге или на жестких дисках в пределах арендуемых вами помещений? Такая позиция в целом устраивает Роскомнадзор — основного регулятора по данной теме.
Второй ответ базируется на трактовке требований закона. Пользователь (являющийся, скорее всего, юридическим лицом или ИП), после регистрации в облачной CRM начинает вносить туда персональные данные своих текущих и потенциальных клиентов — их ФИО, email, номера телефонов, места работы и так далее. Пользователь работает с персональными данными своих клиентов для того, чтобы продавать им свои продукты и услуги, и получать таким образом доход.
Поэтому, согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», пользователь облачной CRM будет являться оператором персональных данных, так как оператор персональных данных как раз ставит цели на их обработку. В первую очередь оператор персональных данных должен сам обеспечить их безопасность, а облачная CRM может это делать, если пользователь поручает их обработку самой CRM, о чем говорит ч.3 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ.
Но, чтобы поручить персональные данные клиентов на обработку облачной CRM, согласно той же статье закона »в поручении оператора должны быть определены операции с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.»
Цели обработки при этом должны совпадать с теми, которые указаны в согласиях на обработку персональных данных, заключаемых с клиентами. И они, как правило, не совпадают.
Также хочу сказать, что если бы облачные CRM защищали персональные данные как требует закон и несли ответственность за все обрабатываемые персональные данные клиентов своих пользователей, то их ежемесячная стоимость пользования переваливала бы не только за десятки тысяч рублей, но даже и за сотни.
Чтобы задать свой вопрос читателям или экспертам, заполните форму заявки на странице.
В избр.
Ком.
© vc.ru