Как мы открывали ИТ-компанию в Перми: первые клиенты, проекты и ошибки

Первые клиенты или «Если гора не идет к Магомету»

Учредителей компании было трое, все — выпускники с дипломами «Компьютерной безопасности». Это сыграло свою роль: мы уже видели, как приходим на предприятия и говорим: Хьюстон, у вас проблемы. Угрозы такие-то, возможный ущерб — такой-то. И заказчик, закрывая за нами дверь после подписания договора, выдыхает, обращаясь к сотрудникам: «Уф, а представьте, если бы так и оставили у нас эти дыры».

b_57fe2ae87b2b4.jpg

Тимлид Константин и разработчик Данила, дипломированные специалисты «КМБ»

Но телефон не разрывался от звонков, а на корпоративную почту приходил только спам.

Тогда мы пошли от обратного и начали искать клиентов сами. Наш руководитель отдела разработок (самого отдела, кстати, не было, был только руководитель) для диплома искал уязвимости в АСУТП крупного российского предприятия. По итогам были найдены критические уязвимости, потенциальный ущерб от которых в дальнейшем оценили на весомую сумму. Таким образом, опыт работы был, а вот работы не было. В Лукойл и Газпром нас почему-то не пустили, и было принято решение искать рыбу помельче — среди малого и среднего бизнеса. А что есть у любого малого и среднего бизнеса? Правильно, сайты.

Так мы пришли к решению заниматься аудитом безопасности сайтов. Потратив неделю на написание своего сканера уязвимостей, мы собрали список потенциальных клиентов с дырявыми сайтами. Все они были пермскими — решили, что на первых порах проще выводить людей на встречу и рассказывать обо всем лично.

Здесь надо оговориться, что мы только искали уязвимости, демонстрировать последствия мы были не в праве — статью 273 УК РФ на «Компьютерной безопасности» читают как «Отче наш». Возможно, это тоже сыграло роль в нашей «воронке продаж» — люди не видели ничего страшного в том, что кто-то может заполучить рутовый доступ к серверу с интернет-магазином. Руки опускались, а образование и диплом казались ненужной тратой 5,5 лет.

Первая удача: как мы вошли в корпоративный сегмент

Однако на этом этапе нам повезло: среди сайтов, которые попали под наш зоркий сканер, оказались несколько сайтов крупного в нашем крае автомобильного дилера с десятками филиалов по разным городам края. Приехав на встречу и отрапортовав по итогам аудита безопасности их сайтов, мы с нетерпением ждали заключения договора. Но члены совета директоров покачали головами, поблагодарили за работу и сказали, что передадут результаты аудита в веб-студию, которая занимается сопровождением их сайтов. Мир рушился у нас на глазах, пока один из руководителей не обронил: «Кстати, у нас есть внутренний корпоративный портал, в котором работает десяток-другой наших филиалов, и он неимоверно глючит, может, вы посмотрите?» Так мы попали в сферу разработки программного обеспечения для бизнеса.

b_57fe2bf427d62.jpg

Из офиса Tados

Первые заказы были на различные доработки уже имеющегося ПО. Только на четвертом месяце работы мы получили заказ на разработку системы электронного документооборота для энергетиков. К задаче мы подошли со всей основательностью, на которую только были способны.

Вся документация организации была разбросана по UML, надо было разобраться в хаосе с документами и, наконец, задать уточняющие вопросы по процессам. Процессов оказалось порядка 50 штук, на каждом этапе у нас был десяток-другой вопросов. Собрав это все воедино, мы ждали ответы директора.

Через неделю нам позвонили:

— Мы внимательно изучили ваш список вопросов, и, в свою очередь, хотели бы задать свой.

— Да, конечно, — ответили мы, затаив дыхание.

— А по каким процессам у вас меньше всего вопросов?

Растерянно мы ответили, что по 2 и 45 процессам, пожалуй.

— Вот давайте их и автоматизируем, — сказали нам.

Мы пытались объяснять Заказчикам, что это бессмысленно и, попросту говоря, глупо. Но нам сказали волшебное «Выставляйте счет» и мы взялись за работу. Таким образом первый наш самостоятельный продукт, разработанный с нуля, «автоматизировал» два оторванных друг от друга производственных процесса, настолько тривиальных, что стыдно было подписывать акт приема-передачи.

Оборачиваясь на это спустя 4,5 года работы и после внедрения нашего ПО на предприятия в самых разных сферах (от образовательных центров до производств домов из бруса), мы думаем, что это был нужный опыт для снятия розовых очков.

b_57fe2c3f5071d.jpg

Из офиса Tados

Хождение по граблям: избегайте наших ошибок

У нас не было бизнес-плана и понимания стоимости работ

Мы брались оценивать доработки и, чтобы не завысить цену или не продешевить, тратили на разбор чужого кода больше времени, чем саму на задачу. Это в лучшем случае. Часто случалось так, что мы тратили несколько дней на оценку, а, увидев коммерческое, клиенты говорили: «Десять тысяч, серьезно? Нет, пусть уж лучше так остается, не стоит оно того». Это малый и средний бизнес.

Как решить

Изучите рынок и средние цены. Пока не наработали портфель проектов — работайте чуть дешевле рынка.

Понимайте, сколько стоят ваши работы. Закладывайте адекватное время на оценку задач. В разработке (любой — от корпоративных продуктов до простеньких сайтов) важно оценивать трудоемкость. Если время на точную оценку превышает здравый смысл, ищите и предлагайте другие решения. Для этого — выясняйте потребности клиента и задавайте правильные вопросы (см. статью »Болевые точки: учим менеджера задавать правильные вопросы»).

Другой вариант — оплата постфактум. Но новые клиенты на такое не пойдут, пока нет определенного уровня доверия к вам. Сейчас по задачам, которые сложно оценить без ревью чужого кода или анализа ИТ-инфраструктуры, мы работаем по количеству затраченных часов.

Мы не мониторили рынок и не выявляли потребности

Так мы пытались предоставлять не востребованные услуги: от аудита безопасности небольших сайтов, несколько сервисов рассылок, партнерские программы веб-проектов и т.п.

Как решить

Изучайте схожие продукты и услуги, узнайте о конкурентах. Лучший вариант — поработать в этой сфере до открытия компании. Однако учитывайте, что компания компании рознь, и то, что работает в одной — не работает в другой.

Так первым нашим проектом до открытия Тадоса была система мониторинга охранно-пожарных сигнализаций школ Перми. Мы работали над проектом, будучи отделом разработок НТЦ «Астард-плюс». И пока мы были рабочей силой этой компании, нам казалось, что привлекать инвестиции — это просто. На деле мы не знали, что за этим всем скрывается 20-летняя история организации.

Зато мы хорошо понимали процессы разработки и продвижения продукта. Но это не спасало нас, когда в первые месяцы работы мы оказались никому не нужны, а услуги наши — не востребованы.

Мы готовы были работать 24/7, превыше всего ставя оперативность и качество сервиса

Это принесло свои плоды — с основными клиентами мы работаем по сей день, а заказы все еще приходят по сарафанке. Это здорово. Что не здорово, так это дергающийся глаз, трясущиеся руки и невозможность уйти в отпуск. Всегда оставляйте время на отдых — оказывается, это важно.

Как решить

Спать, отдыхать и давать мозгу проветриться. Помните о продуктивности и личной эффективности. Бодрым и трезво мыслящим вы принесете гораздо большую пользу за один день, чем если будете работать неделю и спать по 3 часа.

b_57fe2d25695ac.jpg

«Отдыхать и давать мозгу проветриваться», а еще лучше — почаще выбираться на природу :)

Спасибо, что уделили время этой статье. Я не уверена, что она зайдет лучше, чем кейсы и полезные советы гуру. Но если вам интересна повседневная жизнь динамично выживающей ИТ-компании, поставьте +1, и мы продолжим публиковать подобные материалы.

— Маша Третьякова, пиэм Tados

©  vc.ru