Как мы дошли до спотифая? Краткая история звукозаписи человечества

31.07.2022, 17:41
В 21 веке у людей неимоверное количество носителей для музыки: винил, кассеты, диски, флешки и много чего еще. Но ведь за всеми изобретениями стоят десятилетия упорного труда.
Юрий Гандрабура
Как мы дошли до спотифая? Краткая история звукозаписи человечества
unsplash.com

Звучащая речь из 19 века преодолела свой путь в 21 век силами не одного ученого-визионера

История человечества и полноценной записи его культуры на физические носители имеет что-то около 500 с лишним лет: начиная с 1440-х годов, когда Иоганн Гутенберг создал первый печатный станок. С музыкой все относительно проще и быстрее, ведь звукозаписывающие технологии появились только в середине 19 века.

wikimedia.org
Фонавтограф Александра Белла. Из опытов с фоноавтографом и мультиплексным телеграфом у Александра Белла родилась идея передачи звука по проводам, что помогло созданию телефона.

История звукозаписи 

Первые попытки — Эдуард-Леон Скотт де Мартинвиль

Француз Леон Скотт де Мартинвиль изобрел свой «фонавтограф», запатентовав разработку 25 марта 1857 года. Устройство из акустического конуса и вибрирующей мембраны соединялось иглой. Она соприкасалась с поверхностью вращающегося стеклянного цилиндра, покрытого сажей или бумагой.

wikimedia.org/

Колебания звука проходили через конус, заставляли вибрировать мембрану, передавая колебания игле, которая и прочерчивала на копоти отметки. Однако была одна существенная проблема — воспроизвести музыку было невозможно.

Палеофон Шарль Кро

Париж явно был центром мира на заре звукозаписи. Там 20 лет после Мартинвиля другой француз Шарль Кро изобрел палеофон (греч. — «звук прошлого»). Состоял он из пластинки, рупора, иглы и мембраны. Игла шла по звуковым дорожкам на пластинке и передавала колебания на мембрану, а звук же усиливался рупором. 

wikimedia.org
Однако французов опередили

Фонограф Томаса Эдисона 

Но Шарля Кро опередил изобретатель Томас Эдисон, живущий за тысячи миль в США. Эдисон работал над похожим устройством и в конце 1877 года построил машину, записывающую и воспроизводящую звук, которую он назвал фонографом. 

wikimedia.org
Томас Эдисон и его фонограф

Графофон и Граммофон?  

В1880-е Чарльз Самнер Тейнтер и Чичестер Белл, работавшие под руководством Александра Грэма Белла в его лаборатории Volta, усовершенствовали цилиндр фонографа,   разработали покрытые воском картонные цилиндры и, в конечном счете, создали новую форму записывающей машины: графофон.

Основываясь на этих цилиндрах, Берлинер изменил методологию в 1888 году, чтобы использовать диски с отпечатанными канавками на плоской стороне диска, а не на внешней стороне цилиндра. Первоначально он предполагал, что его изобретение будет игрушкой.

wikimedia.org
Стандартный граммофон по технологии Берлинера

Телеграфон и патефон 

Американский инженер Оберлин Смит, ознакомившись с изобретением Эдисона, начинает изучать широту возможностей звукозаписи. Датскийинженер Вальдемар Поульсен после череды опытов создает «телеграфон»: в качестве носителя использовалась металлическая стальная проволка. Так, начинается история магнитной звукозаписи. 

wikimedia.org
Проволочный телеграфон Поульсена

В 1907 году Гильон Кемлер усовершенствовал грамофон: у патефона рупор маленький и встроен в корпус, а весь аппарат скомпонован в виде переносного чемоданчика. 

wikimedia.org
Патефон

Электрозапись и магнитная лента 

Первые электрические записи сделаны учеными Bell Laboratories в США около 1920 года. Главная их заслуга — это использование микрофонов, которые, кстати, по размерам были схожи с современными в смартфонах. Изобретение электрической записи позволило всем крупным лейблам начать использовать микрофоны на студийных сессиях.

В 1928 году Фриц Пфлеймер разрабатывает магнитные ленты для звукозаписи. В 1927 году, после экспериментов с различными материалами, Пфлеймер покрыл тонкую бумагу порошком оксида железа, используя лак в качестве клея. Годом позже он получил патент на запись на магнитную ленту, а 1 декабря 1932 года он предоставил право использовать свое изобретение при создании первого в мире практического магнитофона.

wikimedia.org
Студийный катушечный магнитофон

©  Популярная Механика