Как мозг стирает воспоминания, или есть ли пределы у вашей памяти?
Исследование было проведено учеными из Европейской лаборатории молекулярной биологии и университета Пабло Олавиде в Севилье. Статья об открытии опубликована сегодня в журнале Nature Communications.
«В первый раз мы зафиксировали путь, который связан в мозге с процессом забывания, активного стирания воспоминаний», — говорит Корнелий Гросс, глава исследования в ЕЛМБ. Оказывается, когда мы чему-то учимся, параллельно с усвоением новой информации мозг так же активно забывает старую.
На самом простом уровне обучение подразумевает создание ассоциаций и их запоминание. Работая с мышами, Гросс с коллегами изучали гиппокамп, отдел в мозге, который, как уже давно известно, помогает формировать воспоминания. Информация в него поступает по трем основным путям, и когда воспоминания укрепляются, связи между нейронами вдоль главного пути становятся сильнее.
Когда ученые заблокировали главный путь, ученые выяснили, что мыши больше не могут усвоить условный рефлекс — не ассоциируют звук с последующим событием и не предугадывают это событие. Тем не менее, если мыши усвоили рефлекс до блокировки, то они все равно могли получить доступ к воспоминанию, и это говорит о том, что доступ к уже сформированной памяти идет по другому маршруту.
Но блокировка главного пути обернулась интересными последствиями: связи вдоль него начали слабеть, то есть память начала стираться. Читать далее
«Такая простая манипуляция не должна была привести к подобному результату, — говорит Аньес Груарт из университета Пабло Олавиде. — Когда мы начали проводить дальнейшие исследования, то выяснили, что связи между нейронами ослабляются из-за активности в другом пути». Интересно еще и то, что такое забывание происходит исключительно в тех случаях, когда параллельно идет процесс обучения. Когда ученые закрывали основной путь к гиппокампу при других обстоятельствах, никакого ослабления связей не происходило.
«Одним объяснением этого процесса является то, что мозг располагает лишь ограниченным пространством для хранения воспоминаний и усвоенной информации, поэтому когда вы учитесь, вам нужно ослабить некоторые связи, чтобы дать место для других, — говорит Гросс. — Чтобы усвоить новое, вам необходимо забыть что-то старое».
Хотя исследования проводились на мышах, ученые из Европейской лаборатории продемонстрировали, что могут создать препарат, который активирует механизм «забывания» в мозге. Этот подход, по словам биологов, может быть интересным в случае, когда мы хотим помочь людям забыть о каких-то травматических воспоминаниях.
О том же, как в общем функционирует наша память вы можете прочитать в следующей статье.