Как мотивировать ребенка заниматься математикой. Исследование психологов
Самое трудное — не мешать ребенку
Математика в школе многим дается трудно. Кажется, подбодрить ребенка, решившего задачу или получившего хорошую оценку, совсем просто, — надо ему сказать: «Какой ты умный!»
Но психологи из Университета Урбана-Шампейн, Чикаго и Университета Джорджии просят не торопиться с такой похвалой. Она может иметь совсем не тот эффект, на который рассчитывают родители.
Личность и процесс
Ученые предложили разделять два вида оценок: характеристика личных качеств или характеристика процесса. К первому типу оценок и относится восклицание «Какой ты умный!». Это личностная характеристика. Она очень приятна ребенку. Но она же создает и серьезные проблемы. Если он не справится с другой задачей, а это вообще-то совершенно нормально, он будет думать, что раньше он был умнее, а теперь вдруг поглупел. Это может привести к тому, что ребенок начнет уклоняться от трудных задач, и математику вообще забросит.
Оценка, которая характеризует процесс, звучит иначе: «Ты справился с трудной задачей!». С одной стороны, это тоже высокая позвала, с другой — она не обременяет ребенка и никак не характеризует его личные качества. В следующий раз, когда он не справится с задачей, он не будет думать, что вдруг поглупел, а справедливо подумает, что просто эта задача труднее.
Как ведут себя родители
Для исследования ученые попросили более 500 родителей, чьи дети учатся в начальной школе, сообщить, как они реагируют на успеваемость своих детей по математике. Опросы проводили двумя волнами в течение года, чтобы оценить, как мотивация, полученная детьми, повлияла на успеваемость по математике.
Результаты показали, что родители, которые давали личностные оценки («Какой ты умный!»), повлияли на школьников в худшую сторону. Дети с большей вероятностью избегали сложных математических задач, демонстрировали более высокий уровень тревожности и более низкие баллы на тестах успеваемости.
Результаты детей, чьи родители сосредоточились на процессе («Ты справился трудной задачей!»), оказались неоднозначными. В каких-то случаях такая мотивация повлияла положительно, а в каких-то вообще никак не повлияла.
Ведущий автор исследования Майкл Баргер говорит: «Есть несколько возможных причин, почему такая мотивация не работает. Возможно, родители стали использовать такие оценки слишком часто, и ребенок их просто перестал замечать. А возможно, такие оценки звучали неискренне, и ребенок это почувствовал». С частотой все понятно, а вот искренностью интереснее. Оказывается, чтобы ребенок поверил в подлинность похвалы, он должен понимать, что его родители способны оценить его работу. То есть, они сами попробовали решить задачу и удивились ее сложности. Получается, чтобы все было по-честному, задачу надо решать, а это, конечно, отнимает у взрослых довольно много времени. А оно не всегда есть.
Рекомендации психологов
На самом деле сказать-то это просто, но вот последовать этим рекомендациям совсем нелегко.
- Не стоит давать оценку качеств ребенка (высоко или низко оценивать его математические способности). Это может помешать ему в будущем (причем в самом ближайшем).
- Давая оценку качеству процесса (например, решению трудной задачи), следует быть честными — сложность процесса надо понимать.