Как меня пытались обмануть, но не смогли
Все мы знаем, что есть люди, которые хотят поживиться за наш счет. Для этого они придумывают различные схемы обмана разной степени законности. На днях одну их таких схем пытались применить ко мне, но я их сразу раскусил. Этот пост призван обратить ваше внимание на участившиеся случаи такого мошенничества.
В целом, способ не новый и работает уже достаточно давно, но люди все равно продолжают попадаться. Даже у меня среди друзей, знакомых и «знакомых знакомых» есть такие примеры. Все из-за того, что мошенники оттачивают свое мастерство и придумывают все новые способы, чтобы втереться в доверие.
Как меня пытались обмануть
Началось все в тот момент, когда я сидел в студии, никого не трогал и монтировал ролик для нашего YouTube-канала. Произошло это около полудня. Возможно время тоже было выбрано не случайно, так как именно в это время человек максимально погружен в работу и бдительность его немного притуплена.
Когда я взял трубку, серьезный мужской голос представился работником службы безопасности банка ВТБ. Представителем именно это банка злоумышленники, возможно, представляются из-за того, что у него очень большая база клиентов и есть возможность еще больше втереться в доверие, о которой расскажу чуть позже. В моем случае все совпало, и у меня, в числе прочих, действительно есть карты этого банка. Вот только на момент звонка на ней было не более 500 рублей, что насторожило еще больше.
Мужчина сказал мне, что по моей карте были совершенны операции на сумму около 30000 рублей и попросил меня уточнить, были ли они совершены на самом деле. На мое заявление об отсутствии денег на карте он ответил, что именно по этой причине к ним и поступила информация о подозрительной активности, которую надо проверить. Я сразу заподозрил неладное, но чуть позже они совершили несколько действий, которые даже меня заставили задуматься — «а вдруг это правда»,
Учитывая мой настрой и понимание того, что это обман, я решил «потроллить» звонивших и начал поддерживать с ними разговор, давая понять, что я готов им поверить.
Звонивший попросил меня назвать номер карты, что уже было подозрительно, учитывая, что он работник банка и должен знать все обо мне. На вопрос зачем ему такие данные, он ответил, что это нужно для идентификации. Естественно, я назвал ему номер карты… Но, не менее естественно, что не своей. Я просто из головы выдал 16 цифр, которые он и записал.
В этот момент он сказал, что переключит меня на другого сотрудника, который поможет мне заблокировать карту и расскажет, что я должен делать далее. Тут я понял, что сейчас разговор будет еще более интересным и начнется основное действие.
Второй сотрудник «службы безопасности»
Когда меня переключили на второго сотрудника он повторил мне, что по моей карте в городе Уфа были соверены подозрительные операции и начал их перечислять. Как я не пытался их подловить на нестыковках слов с первым «работником банка», у меня не получилось и из разговора он вышел с честью.
Стоит отметить, что оба сотрудника обращались ко мне по имени и отчеству. Эту информацию найти не сложно, так как закрытые базы всегда можно найти на черном рынке. Более удачным попаданием было то, что я действительно не так давно был в Уфе и после этого не пользовался картой банка ВТБ. Совпадение или полученная от кого-то информация? Этого мы уже не узнаем…
В последнее время неоднократно слышал об участившихся случаях мошенничества, в которых злоумышленники представляются сотрудниками банка. В основном бьют по банкам из «большой тройки». Причем зачастую им известны фамилия, имя, отчество и даже дата рождения, а это значит, что кто-то из банков допустил очень крупную утечку данных. Интересно, что сами банки, если вы стали жертвой мошенников, деньги возвращать не будут, хотя именно они в ответе за «слив» личной информации клиентов. Но поскольку в этой истории, как и в других подобных, найти концы почти невозможно, наказание, к сожалению, виновные не понесут.
Александр Богданов. Редактор AppleInsider.ru
После этого, мужчина сказал, что мне нужно заблокировать карту, и сейчас мне прийдет СМС с кодом заявки. Сообщение действительно пришло и даже не со стороннего номера, а от банка. Непосредственно в тот чат, куда приходят сообщения об остатке на счете после операций. То есть, в подлинности СМС сомневаться не приходилось, она была действительно от банка. Как они это сделали я выяснил позже, но сомнения любого человека могли притупиться.
Текст сообщения был немного странным и выглядел следующим образом
На этом разговор со мной стали заканчивать словами, что мне надо обратиться в отделение банка и заблокировать карту по номеру заявки. На все мои попытки раскрутить разговор фразами вроде «давайте я назову вам цифры из СМС», «давайте сделаем это по телефону» и «нужна ли от меня дополнительная информация», мне отвечали отказом и говорили, что все вопросы решат в отделении банка.
Казалось бы, обман раскрыт и можно спокойно работать дальше, но я бы не был собой, если бы не начал копать и разбираться в вопросе и пытаться понять, как они прислали СМС от имени банка. Да и положа руку на сердце, я действительно решил проверить подлинность слов звонивших, так как совпадений было очень много.
Звонок в банк
По номеру на обратной стороне карты я решил позвонить на горячую линию банка и выяснить, что это было.
Естественно, из разговора с настоящим представителем банка я выяснил, что с моей картой все нормально и нет никаких «левых» списаний и входов в личный кабинет. После этого мне предложили составить заявку для настоящей службы безопасности.
Для составления заявки я назвал номер, с которого мне позвонили, и сказал, когда это было. Получив благодарность, я расспросил, почему они могли «соскочить». Выяснилось, что у злоумышленников мог не совпасть номер карты, и именно поэтому они передумали продолжать со мной разговор.
Дело в том, что в номере карты зашифрован банк, платежная система и некоторые другие параметры. Если назвать цифры из головы, их легко будет проверить, если имеются оригинальные данные карт этого банка.
По поводу того, как они прислали мне СМС от имени банка, выяснилось, что с сайта банка можно отправить сообщение, в котором будет код на подтверждение заявки на кредит. Для этого достаточно зайти на сайт и указать номер телефона, но СМС ничего не значит и только фиксирует заявку. Для получения самого кредита надо прийти в офис банка. Но мошенникам нужно только втереться в доверие, и иногда любой СМСки от имени банка будет достаточно.
Что в итоге?
Сложно сказать, по какой именно причине мошенники перестали со мной разговаривать и методично привели разговор к логическому завершению. Возможно, их действительно смутил неправильный номер карты и они поняли, что меня не обмануть. Также, не исключено, что я слишком сильно напирал на них и просил продолжить разговор.
Как правило, жертвам звонят хорошие психологи, которые отлично понимают, кто с ними общается, и когда надо завершить разговор. Наверное меня с моим троллингом, что называется, раскусили. Плюс «левый» номер карты, который легко проверить, если потратить на это буквально 1–2 минуты.
В любом случае, я сохранил свои деньги и немного развлекся потратив время тех, кто мог за это время обмануть другого человека, который поверил бы им.
К чему этот пост
Эта статья не несет в себе какой-либо нагрузки, кроме желания предупредить вас о том, что надо быть более осторожным. Те, кого я знаю, и кто купился на подобное мошенничество, тоже далеко не глупые люди и сейчас, постфактум, не понимают, как такое произошло.
Просто имейте ввиду, что мошенники научились действовать очень находчиво. Они научились отправлять СМС от имени банка, они умеют общаться с потенциальными жертвами и они могут легко втираться в доверие.
Просто имейте это ввиду! Не сомневаюсь в вашем самообладании, просто помните, что всегда можно положить трубку и перезвонить в банк по номеру с карты. Там вам скажут все как есть. Помните это сами и предупредите своих родных, особенно старшее поколение. Как показывает практика, их гораздо легче обмануть, так как они не так хорошо разбираются в технике и людях, как мы с вами.