Как люди, сами того не замечая, массово уничтожают самых крупных рыб в мире

10.05.2022, 19:26
Более 80 процентов международной торговли осуществляется по морю. Многое из того, что мы используем и потребляем каждый день, либо перевозилось, либо будет перевозиться на огромных судах, бороздящих глобальный океан. Увы, для некоторых жителей океана столкновение с ними заканчивается катастрофой.
Василий Макаров
Как люди, сами того не замечая, массово уничтожают самых крупных рыб в мире

Курсы, которые проходят эти контейнеровозы, представляют собой фиксированные маршруты доставки, известные как морские магистрали, которые мало чем отличаются от автомагистралей на суше. Эти магистрали, по которым суда курсируют взад и вперед, соединяют отдаленные порты, часто на противоположных сторонах бескрайних океанов.

Морские магистрали также могут пересекать маршруты движения и миграции морских животных. Гигантские питающиеся планктоном киты и акулы особенно уязвимы для крупных судов, поскольку они проводят длительное время у поверхности. Новое исследование показало, что эта угроза может быть более серьезной причиной медленного вымирания самой большой рыбы в мире, китовой акулы, чем кто-либо предполагал ранее.

Короли океана

Simon Pierce

Китовые акулы могут достигать в длину до 20 метров. Несмотря на солидный вид, за последние 75 лет их численность сократилась более чем на 50%. В 2016 году они были добавлены в растущий список исчезающих видов акул.

В отличие от большинства других видов акул, бродящих в открытом океане, преднамеренный или случайный улов промышленными рыболовными флотилиями не считается основной причиной сокращения численности именно китовых акул. Это связано с тем, что основные промыслы китовых акул были закрыты, а этот вид находится под защитой международных торговых запретов с 2003 года. Вместо этого несколько факторов указывают на то, что судоходство является основной, но скрытой причиной смерти.

Китовые акулы проводят много времени, плавая прямо под поверхностью океана, часто питаясь микроскопическими животными, называемыми зоопланктоном, которые могут поставить их на прямой путь корабля. Если другая крупная акула сталкивается с китовой акулой, у последней мало шансов выжить. Часто от этих событий не остается следов, потому что в случае смертельного столкновения тело тонет, поскольку китовые акулы произошли от более мелких донных акул и сохранили свою отрицательную плавучесть.

Simon Pierce

Это затрудняет обнаружение и запись подобных столкновений. До сих пор единственными доступными доказательствами были скудные свидетельства очевидцев, новостные сообщения и встречи с акулами, получившими травмы от столкновений с меньшими судами.

Тайна вымирания

Раскрыть тайну гибели китовых акул решила международная команда из более чем 60 ученых из 18 стран. Ее спутник Global Shark Movement Project отследил почти 350 китовых акул, оснастив их электронными метками и нанеся на карту их положение во всех основных океанах с беспрецедентной точностью. Это выявило наиболее густонаселенные регионы, которые часто находились в прибрежных районах, где, как известно, скапливаются представители различных видов.

Исследователи обнаружили, что ошеломляющие 92% горизонтального водного пространства, занимаемого китовыми акулами, и почти 50% их глубинных маршрутов перекрываются деятельностью крупных транспортных судов — таких, которые могут убить животное при случайном столкновении. Выяснилось, что Мексиканский залив, Аравийский залив и Красное море представляют наибольший риск для китовых акул.

Simon Pierce

В этих регионах находятся одни из самых загруженных портов и морских проходов в мире, и, поскольку расчетные уровни риска коррелируют с известными смертельными столкновениями здесь, они кажутся одними из самых опасных мест в мире для обитания китовых акул. В районах повышенного риска китовые акулы регулярно пересекали пути судов и проходили рядом с судами, которые двигались примерно в 10 раз быстрее, чем они плыли.

Это дало акулам очень мало времени, чтобы отреагировать на приближающийся корабль, и эти встречи с близкого расстояния могут происходить чаще, чем мы можем отслеживать, и потенциально заканчиваться фатальными ударами.

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram,  ВКонтакте и Одноклассниках!

В результате, ученые отмечают, что примерно 24% помеченных акул без вести пропадали именно на оживленных судоходных путях, скорее всего, из-за того, что китовые акулы были смертельно поражены судном и опустились на дно океана. Некоторые из меток фиксируют глубину, а также местоположение и показывают, как акулы движутся по судоходным путям, но затем медленно погружаются на морское дно на сотни метров ниже — яркое свидетельство гибели существа.

©  Популярная Механика