Как «квартирный вопрос» портил древних греков и римлян: ответ из истории

Во многих развитых странах цены на недвижимость выросли настолько, что для людей с небольшим достатком мечта о собственном доме стала несбыточной. Но и аренда зачастую оказывается не лучшим вариантом, поскольку предложение доступного и одновременно комфортабельного жилья ограничено.
Это одна из острейших бытовых проблем нашего времени. Но только ли нашего? Как и сегодня, люди в древности мечтали о собственности. Покупка дома была источником неподдельного счастья. Но им также приходилось сталкиваться с поразительно схожими трудностями на протяжении разных эпох. Научно-популярное издание The Conversation опубликовало любопытную статью на эту тему.
Жилищный кризис стар как мир
В 164 году до н. э. царь Египта Птолемей был вынужден бежать в Италию. Переодевшись простолюдином, в сопровождении трех рабов он прибыл в Рим. Там Птолемей разыскал своего друга Деметрия. Найдя его, он был потрясен. Этот приятель, бывший богачом в Египте, жил в нищете.
Одной из причин этого, как сообщает нам греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 80–20 гг. до н. э.), было то, что арендная плата в Риме стала невероятно высокой. Деметрий жил в маленькой и совершенно обветшалой комнате-мансарде.
Дома в Древнем Риме делились на два типа. Полноценный domus (особняк) принадлежал одной семье. Приобрести и даже арендовать такое жилье могли далеко не все. Бюджетный вариант именовался insula (остров). Это была не столь добротная постройка, разделенная в лучшем случае на квартиры, в худшем — на комнаты клетушки. На перовм этаже инсулы нередко размещались лавки, мастерские и прочая коммерческая недвижимость.

Жилищные кризисы имели серьезные социальные последствия. В 130-х годах до нашей эры Рим находился в тяжелом положении. Из-за жадности богатых землевладельцев бедняки все чаще теряли возможность платить аренду, не говоря о приобретении недвижимости. Греческий литератор Плутарх (ок. 46–119 гг. н. э.) писал: «Богатые стали взвинчивать арендную плату и вытеснять бедных».
Чтобы попытаться решить эту проблему, римские политики приняли закон, запрещающий одному человеку владеть более чем 500 акрами земли. Однако принятие этого закона не увенчалось успехом. Богатые люди нашли способы обойти его, нанимая доверенных лиц, которые покупали для них недвижимость, оформляя ее на себя.
Эта неудача имела серьезные социальные последствия. Плутарх отмечал, что бедняки, изгнанные со своих земель, больше не проявляли рвения к военной службе и пренебрегали воспитанием детей. Поскольку граждане не могли позволить себе достойно жить в собственной стране, многие почувствовали, что их будущее потеряет всякий смысл. Они утратили желание бороться за свое государство и воспитывать будущие поколения.
На протяжении столетий древние правители все-таки пытались разными способами решить проблему недоступности жилья. Государство предлагало бесплатную землю, на которой желающие могли бы строить дома.

Афинский историк Ксенофонт (ок. 430–350 гг. до н. э.) писал: «Если бы государство позволило одобренным претендентам возводить дома на [пустых участках в пределах города] и предоставило им право собственности на землю, я думаю, мы бы обнаружили более многочисленный и преуспевающий класс людей, желающих жить в Афинах».
Сервий Туллий, царь Рима в VI веке до н. э., предлагал другое решение — расширение границ городов. По словам историка Дионисия Галикарнасского (писавшего в I веке до н. э.), Сервий расширил границы Рима и освободил новые земли для строительства. Здесь жили римляне, не имевшие собственного жилья. Это решение сработало и значительно расширило город, обеспечив небогатых римлян крышей над головой.
Люди в древности также понимали, что местоположение имеет решающее значение. Они знали, что если переехать из большого города в сельскую местность, недвижимость станет доступнее. Так, римский поэт Ювенал (ок. 55–127 гг. н. э.) заметил, что за ту же сумму, в которую обходится годовая аренда домуса в Риме, можно сразу купить отличную виллу в Соре, Фабратерии или Фрусино. «Здесь у вас будет небольшой сад. Живите, любя свою мотыгу, как смотритель вашего огорода», — советовал римлянам Ювенал.

Однако для большинства людей было сложно найти заработок вдали от города. Переезжать в сельскую местность решались далеко не все.
Античная ипотека
Если у людей не было денег, но была недвижимость, они могли заложить ее, чтобы получить кредит. Как писал один анонимный античный комментатор об обычае афинян: «Люди, имевшие долги, закладывали свои дома и писали на них уведомления, чтобы было известно, что они в долгах».
Знаменитый античный долгожитель драматург Алексис (ок. 375–275 гг. до н. э.) шутил по поводу этой практики. Героиня его пьесы «Гречанка» сетует, что ее семье приходится «закладывать все наше имущество», чтобы купить рыбу на ужин.
Термин «ипотека» впервые появился в Древней Греции в начале VI в. до н. э. как форма ответственности должника своим земельным участком перед кредитором. Для указания на обременение земли на границах надела устанавливали столбы с соответствующей надписью или табличкой. Такой столб и назывался «ипотекой» (др.-греч. ὑποθήκη — первоначально «подпорка», «подставка»; в дальнейшем — «предупреждение», «залог»).

Уроки прошлого
Римский политик Тиберий Гракх (ок. 169–133 гг. до н. э.) выступил с убедительной риторикой о жилищном кризисе своего времени. Говоря о перемещенных гражданах, он говорил: «У диких зверей, бродящих по Италии, есть своя пещера или логово;, но люди, которые сражаются и умирают за Италию, наслаждаются лишь общим воздухом и светом, но ничем иным. Бездомные, они скитаются со своими женами и детьми […] у них нет ни единого клочка земли, который принадлежал бы им».
Сегодня мы живем в совершенно ином мире, но, обращаясь к истории, мы видим, что доступ к жилью и социальная сплоченность издавна тесно связаны, а недостаток того и другого чреват социальными проблемами.
Как пользователи общаются в корпоративных мессенджерах
11 вопросов
Пользуетесь ли вы на работе корпоративными мессенджерами? ДаНет
Далее
О новой компьютерной игре «Кошмары ипотечной квартиры» мы писали здесь.
