Как квантовые датчики помогают выявлять болезнь Альцгеймера даже на ранних стадиях

19.11.2021, 19:44
Исследователи из Университета Сассекса продемонстрировали, как новый тип квантовых датчиков может помочь врачам выявлять нейродегенеративные заболевания, подобные болезни Альцгеймера.
Как квантовые датчики помогают выявлять болезнь Альцгеймера даже на ранних стадиях

Сканеры точно обнаруживают крошечные изменения магнитных полей, создаваемых возбужденными нейронами

Новый метод начинается с магнитоэнцефалографии (МЭГ), которая работает путем измерения магнитных полей, создаваемых электрическими токами в мозге при возбуждении нейронов. Обычно для MEG требуется большое громоздкое оборудование или, по крайней мере, громоздкие шлемы, но команда обнаружила, что объединение его с новыми квантовыми датчиками позволило получить гораздо более компактное оборудование и сделать процесс более простым и точным.

Квантовые датчики известны как магнитометры с оптической накачкой (OPM), и они могут располагаться ближе к черепу пациента, чем другие датчики. Это позволяет им проводить более точные измерения как во времени, так и в пространстве, а потому они могут измерять изменения, которые происходят очень быстро, и лучше определять, откуда именно исходят сигналы в мозгу.

«Именно квантовая технология делает эти датчики такими точными, — пояснил профессор Питер Крюгер, автор исследования. — Датчики содержат газ из атомов рубидия. На атомы падают лучи лазерного света, и когда магнитное поле атомов начинает изменяться, они по-разному излучают свет. Колебания излучаемого света, в свою очередь, показывают изменения магнитной активности в головном мозге. Поэтому квантовые датчики имеют точность в пределах миллисекунд и нескольких миллиметров».

Команда проверила датчики на трех пациентах, когда те проходили стандартное сканирование мозга. Оказалось, что с помощью новой системы можно измерять скорость передачи сигналов по мозгу с задержкой всего до 10 миллисекунд.

Квантовые датчики могут стать потенциально полезным диагностическим инструментом для ряда нейродегенеративных заболеваний. Пациенты могут, например, пройти сканирование, чтобы измерить скорость мозговой активности, а через несколько месяцев повторить процедуру — это поможет увидеть, снижается ли эта скорость с течением времени. Положительный результат может указывать на начало многих мозговых патологий, которые иначе распознать на такой ранней стадии попросту невозможно.