Как коронавирус влияет на сердце, выяснили ученые

Шрамы на сердечной мышце могут остаться у тех, кто перенес COVID-19. Серьезность осложнений при этом не зависит от того, как человек переносил болезнь.
Как коронавирус влияет на сердце, выяснили ученые
www.pexels.com / Engin Akyurt
Медики фиксируют воспаление тканей сердца у пациентов даже спустя полгода, в том числе у тех, кто переболел бессимптомно

В марте китайские специалисты обследовали 416 пациентов с подтвержденным коронавирусом. У около 20% обследованных обнаружили серьезные повреждения сердечной мышцы. Также эксперты привели данные, что в реанимационном отделении одной из уханьских больниц аритмию диагностировали у 44% пациентов.

Причиной нарушения работы сердца, предположительно, может быть цитокиновый шторм — потенциально опасная реакция организма, которая разрушает ткани в очаге воспаления. Например, из-за него возникали миокардит и аритмия, сообщает РИА «Новости».

Через два с половиной месяца после выздоровления у 78% пациентов были обнаружены аномалии в работе сердца, выяснили ученые из Германии и Италии. У 60% — признаки миокардиального воспаления. Вирус не только вызывает воспаление, но и инфицирует клетки сердечной мышцы. Исследование немецких ученых показало, что следы заболевания выявлены в тканях сердца более чем у 60% умерших от COVID-19.

Ученые из Института Гладстона в Сан-Франциско (США) в начале сентября исследовали и сделали изображения на электронном микроскопе сердечной ткани, которая поражена вирусом SARS-CoV-2. Саркомеры (фрагменты волокон сердечной мышцы) были как будто разрезаны. В ядрах их клеток на месте ДНК обнаружились черные дыры. Исследователи отметили, что повреждения не похожи на те, которые бывают при приобретенных или наследственных заболеваниях сердца, и повышают риск миокардита или инфаркта.

Профессор Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины, эксперт Лиги здоровья нации и кардиолог Мехман Мамедов сообщил для РИА «Новости», что хотя в России в ближайшие месяцы количество сердечно-сосудистых заболеваний увеличится, осложнения зависят не только от COVID-19, но и от множества других факторов: возраста, иных заболеваний, генетики.