Как коронавирус повлиял на создание рабочих мест нового поколения
1. Гибридный офис 2. Оптимизация работы кадровой службы 3. Управление развитием сотрудников Скрыть
Гибридный офис
До массового локдауна аналитики Gallup предсказывали, что к 2028 году в 73% компаний часть сотрудников будет работать удаленно. Пандемия существенно ускорила эти процессы: например, в США, по данным Upwork, уже в 2020 году 41,8% работников трудились полностью вне офиса. Исследование «Будущее рынка труда», проведенное для Всемирного экономического форума, говорит о том, что по всему миру примерно 44% рабочих дистанционно работали во время пандемии.
Сложившаяся ситуация понравилась менеджерам, которые научились работать в новых условиях. Более двух третей менеджеров-респондентов сказали, что гибридный формат становится проще со временем. Управляющие считают, что после завершения пандемии доля удаленных работников будет сокращаться, однако не менее четверти сотрудников останется вне офиса.
Опрос Райффайзенбанка показал, что и в России удаленный формат работы нравится работникам: 88% россиян положительно оценили свой опыт во время пандемии. Но потребность в периодических коммуникациях, по крайней мере на промежуточном этапе, формирует запрос на гибридный режим работы. Сотрудники могут все время работать из дома, а в офис приезжать по запросу, либо несколько дней в неделю трудиться в офлайне, а остальное время — удаленно. Так, в Webinar Group было принято решение не возвращаться к доковидному распорядку в 2021-м: сейчас в офисе находится менее 10% сотрудников. Для сравнения: до пандемии их было 95%. Остальные работают из дома, но при желании могут приезжать в офис.
Поскольку гибридный режим — это совмещение работы дома и в офисе, содержать в таких условиях индивидуальные рабочие места под каждого сотрудника становится невыгодно. Решение проблемы — универсальное рабочее место, которое узнает каждого сотрудника и автоматически подстраивается под его нужды. Это можно было бы счесть фантастикой, но такие решения уже стали реальностью.
С использованием датчиков интернета вещей можно обнаружить присутствие и движение в реальном времени, а при подключении системы распознавания лиц — определить личность конкретного работника и настроить под него рабочее место. Системы управления рабочим местом (IWMS) обеспечивают контроль температуры и освещения. А цифровые вывески узнают, работает ли сегодня нужный сотрудник, и находят его даже в условиях, когда персональных рабочих мест нет. А когда рабочий день закончится, датчики автоматически уведомят команду по уборке, чтобы привести рабочее место в порядок для следующего сотрудника.
Границы между домом и работой за последний год стали более размытыми. Многие сотрудники работают из своих спален, гостиных или кабинетов и используют собственные компьютеры и ноутбуки. Разрешение сотрудникам работать на своей техники удобно для компаний, поскольку позволяет экономить на закупке техники, однако такой подход не всегда соответствует требованиям безопасности.
Исследование компании Bitglass в 2019 году показало, что из 85% опрошенных организаций, которые позволяли своим сотрудникам использовать собственные устройства, только 56% — имели возможность дистанционно удалить конфиденциальную информацию. В условиях массового перехода на дистанционный формат работы наличие такой возможности кажется еще менее вероятным и более значимым. И это не пустая предосторожность: по оценке аналитиков компании Cybersecurity Ventures, в 2021 году киберпреступления нанесут мировой экономике ущерб в $6 трлн, а к 2025 году эта сумма вырастет до $10,5 трлн.
Одним из возможных решений может стать использование виртуального рабочего стола (Desktop-as-a-Service, DaaS). Дистанционный рабочий стол, развернутый в облаке, содержит все необходимые приложения, документы и данные, которыми пользуется сотрудник, и доступен с любого устройства. А настраиваемые политики безопасности ограничат использование отдельных данных и позволят контролировать действия работника, а также удалить все данные с устройства после завершения работы.
Оптимизация работы кадровой службы
Искусственный интеллект произвел революцию в поиске и управлении наймом персонала. Алгоритмы уже поменяли способ поиска лучших кандидатов, предлагая работодателю уникальную информацию о соискателях из различных источников, в том числе на основе активности в социальных сетях. Формируемый в сети цифровой след остается за каждым из нас, а ИИ помогает HR-специалистам проанализировать весь этот объем данных и найти подходящего кандидата. Причем делает это на основе анализа профессиональных качеств и соответствия ценностям корпоративной культуры. ИИ-алгоритм Ideal, например, анализирует и сравнивает опыт кандидатов в резюме для определения наиболее релевантных сотрудников, а также оценивает вероятность того, насколько долго кандидат проработает в компании.
Для построения первичного общения с сотрудником также может использоваться ИИ. Например, чат-боты позволяют компаниям полностью автоматизировать первичный этап отбора: узнать, когда кандидат будет готов начать работать, какой график ему удобен, готов ли он к поездкам. Кроме того, чат-боты могут самостоятельно назначить собеседование для подходящего сотрудника. А решения на базе компьютерного зрения помогут проанализировать видеоинтервью, чтобы определить эмоции и поведение человека. Например, HireVue применяет ИИ для распознавания лиц и голоса, анализирует язык тела, тон разговора и другие факторы, чтобы определить, проявляет ли кандидат предпочтительные черты характера.
Работа с персоналом не заканчивается подписанием договора о приеме на работу. ИИ может стать эффективным помощником для оценки персонала на всех этапах работы. При этом, вопреки популярному скепсису, используемые алгоритмы при правильной настройке могут быть выгодны не только управляющим, но и сотрудникам, заинтересованным в объективной оценке (мнения линейных менеджеров далеко не всегда непредвзятые) и развитии. IBM использует в своей работе виртуальный помощник на основе ИИ MYCA (My Career Advisor), чтобы помочь сотрудникам определить, какие навыки стоит повысить. Российский игрок HR-рынка Univertus разработал модульную систему персонифицированного обучения сотрудников, которая сравнивает цифровой профиль специалиста с требованиями к должности. Как результат, персонал получает дорожную карту обучения, а управленцы — доступ к предиктивной аналитике состояния кадрового состава. А технология Blue Match на основе данных о навыках сотрудников показывает вакантные места для внутреннего продвижения и карьерного роста.
Онбординг, который традиционно занимает много времени и требует чуть ли не личного сопровождения HR-специалистов, с приходом онлайн-платформ превратился практически в автоматизированный процесс. Компания составляет траекторию образовательного пути, а затем при помощи интерактивных платформ, подходящих под конкретный вид бизнеса, создает онлайн-курсы для новичков. Например, We.Study позволяет регулярно мониторить процесс онбординга, получать обратную связь от сотрудников и корректировать процесс погружения в работу.
Управление развитием сотрудников
Традиционный рынок систем для управления персоналом развивался от базовых учетных систем, которые хранят сведения о перечне должностей, списках сотрудников и заработных платах, в сторону более серьезных систем, которые позволяют автоматизировать весь комплекс работы HR-служб. Речь идет о таких функциях, как подбор персонала, адаптация новых сотрудников, текущая оценка, планирование обучения и повышения квалификации. Сегодня специалисты более глубоко подходят к своему развитию, а значит, и перед HR-отделами встают новые вызовы по созданию системных подходов к обучению и взращиванию талантов.
Основные методики внутреннего обучения сотрудников сегодня базируются на ИТ-решениях, позволяющих соединять образовательные онлайн-платформы и специфику бизнеса. Такая синергия не дает процессу обучения скатиться в простую формальность. Один из приемов в этом сегменте — объединение офлайн-части обучения с онлайн-механикой. Например, с помощью образовательной платформы Webinar Group, которая позволяет самостоятельно планировать обучение и его интенсивность, Контур — экосистема продуктов для бизнеса — повысил обучаемость сотрудников в три раза. Сотрудники самостоятельно проходят теоретическую часть на внутреннем образовательном портале, а на вебинарах с тренерами разбирают возникшие вопросы и кейсы. А компания «Ренессанс Страхование» за счет перевода обучения в онлайн-формат не только повысила вовлеченность сотрудников в корпоративную жизнь, но и в три раза сократила расходы на их развитие. Добиться подобных успехов компаниям помогли такие функции платформы, как объединение слушателей в группы, использование опросов и тестирования, анализ вовлеченности и другие инструменты.
Геймификация позволяет создавать короткие обучающие приложения, которые не требуют больших затрат времени, но также эффективны. Например, компания Walmart на основе программного обеспечения от компании Axonify разработала комплекс трехминутных игр для обучения сотрудников вопросам безопасной работы на складе. Результат такого простого решения — количество инцидентов сократилось более чем вдвое, при этом 91% сотрудников использовал обучающие инструменты добровольно.
Агентство игровых технологий для корпоративного обучения Center Game занимается тем же самым в России. Для «Техавтоцентр» компания создала виртуальный магазин, в котором сотрудники обменивали заработанные в обучении баллы на реальные покупки: билеты в кино или продукцию с логотипом компании. А платформа для геймификации корпоративного обучения от Incentive Solutions собирает данные об обучении всех сотрудников: они видят прогресс друг друга и ставят «лайки».
Сложные решения, предполагающую глубокую аналитику компетенции на основе ИИ, могут быть слишком затратны и пока недоступны для средних и малых компаний. Для менее затратного обучения персонала могут использоваться комплексные платформы онлайн-образования. Такие как, например, Etutorium, ClickMeeting и Webinar. В готовых платформах как правило уже реализованы все функции, которые могут потребоваться для разработки учебных материалов и оценки сотрудников. Работники могут использовать все обучающие материалы в любое удобное время, формировать собственный набор курсов и план обучения.
Кроме того, сегодня необходимо мотивировать сотрудников на обучение, чтобы оплаченные курсы или вебинары не стали пустой тратой времени. Сотрудники «Додо Пицца» получают бесплатные занятия за успехи в изучении английского языка, а Сбер ведет командный зачет, совмещая тимбилдинг с корпоративным обучением.
Сотрудников не слишком волнуют сетки штатного расписания, но они хотят понимать, когда их ждет следующее повышение квалификации и что нужно сделать, чтобы ускорить его наступление. При этом они готовы участвовать в планировании направлений собственного развития, открыто демонстрировать собственные достижения и делиться опытом. Вовлечение сотрудников в процессы собственного развития — сравнительно новое направление развития кадровых систем. Сегодня специалист может самостоятельно участвовать в оценке собственных навыков, находить для себя вакантные места, определять недостающие компетенции и подбирать обучающие курсы для их формирования.
Например, стартап SkyHive реализовал платформу на основе ИИ. Собирая информацию из более чем миллиона источников по всему миру, платформа обладает актуальной информацией о состоянии рынка труда. На основе оценки каждый сотрудник может определить свои текущие навыки и соответствие различным вакансиям. А анализ доступных в компании рабочих мест позволяет сформировать индивидуальный план развития и определить потребность в обучении. Проект Future Skills, организованный ООН, в котором использовалась система SkyHive, показал, что большинство работников недооценивают свои компетенции, а для переквалификации сотрудников даже на совсем другие должности зачастую достаточно шести месяцев.
Дистанционная занятость — уже реальность сегодняшнего дня. Технологические компании предоставляют широкий спектр технологий для того, чтобы сделать работу в новых условиях эффективной, защитить работников от выгорания, обеспечить профессиональное развитие. Уже сейчас многие офисные сотрудники жалуются на то, что их прерывают каждые 3–11 минут, что приводит к отвлечению от решаемых задач и потере времени. В мире, в котором нельзя закрыть дверь и нужно всегда быть на связи, стоит помнить о том, что все внедряемые решения должны быть комфортны и ненавязчивы, чтобы обеспечить возможность для спокойной работы.
Автор: Александр Альперн, CEO Webinar Group