Как Китай спасает легендарные бренды. От Nokia до SuperСell

«Китайцы не идут, они уже здесь» — так начал колонку на Forbes аналитик Уэйд Шепард. Действительно: пока мы ждали, когда эта страна даст всем жару, она просто подмяла мир под себя. Бренды «Made in China» давно не вызывают брезгливости, но победа не только в этом — Китай роняет Запад почище (и почаще), чем все русские рэперы вместе взятые.

Сперва цифры: в 2016 году Китай потратил 128,7 млрд на инвестиции в западные бренды; всего было заключено 173 сделки. В течение июня позапрошлого года бизнесмены из этой страны заключили 24 сделки с немецкими компаниями. В 2015 за весь год было 25 сделок с Германией.

Нас, в первую очередь, интересует происходящее на IT-рынке. Да, там Китай прекрасно себя чувствует и без всяких западных имён — несогласные могут проследовать в клуб фанатов Xiaomi –, но интересные вещи творятся.

Начнём с двух некогда великих мобильных брендов, которые китайцы сейчас активно кормят деньгами.

Что стало с Nokia

Когда Microsoft сбросил, кхм, «балласт» в лице Nokia, компания оказалась практически сама по себе. Бренд купил финский новичок HMD, основанный выходцами Nokia, а аппаратная часть досталась Foxconn, производителю iPhone, PlayStation 4 и Xbox 360. HMD мгновенно принялась искать, с кем дружить и куда вкладывать — одиночество в бизнесе не помогает.

И союзники нашлись. Разумеется, это был китайский рынок.

В 2016 году Nokia покупает Alcatel-Lucent. Ценность бренда скорее не в телефонах Alcatel, которые наводнили Россию в середине двухтысячных, а в Huage Networks. Это предприятие занимается разработкой решений для облачных серверов. Ошибочно думать, что Nokia делает только смартфоны: компания работает над VR-технологиями, диджитал-здравоохранением, IP-маршрутизацией и поколением сетей 5G.

Именно для развития IP-маршрутизации и 5G финны в начале прошлого года заключили эксклюзивное соглашение с China Huaxin — крупнейшей телекоммуникационной компанией в Китае. На её основе два гиганта создали Nokia Shanghai Bell — эксклюзивную платформу, где планируется «прокачивать» сеть в Китае.

Разумеется, тесная дружба сказалась и на распространении самой понятной единицы товара — мобильных гаджетах. Выпустив два кнопочных телефона, обновлённую Nokia 3310 и парочку средних смартфонов, финны сдались и пульнули Nokia 6 эксклюзивно для китайского рынка.

Почти премиум за небольшие (около 15 тысяч рублей) деньги. Экран 5,5 дюймов, металлический корпус, бодрая камера и Full HD-дисплей. Недорогой, большой, красивый, да ещё и такой бренд — Nokia 6 был обречен на успех. Так и случилось. Не успел дистрибьютор смартфона открыть регистрацию на предзаказ, как прилетело больше миллиона заявок.

Спустя полгода Nokia 6 лишилась эксклюзивного статуса, но удачный опыт нам подсказывает — большая дружба между Финляндией и Китаем только началась.

Почему Motorola еще жива

Пару лет назад обычный россиянин при слове «Моторола» вспомнил бы что угодно, но только не когда-то великую марку мобильных устройств. Вот так: сперва ты создаёшь первый в мире сотовый телефон и любимую «трубу» Тони Сопрано, а потом тебя вымывают волны истории. Компания так и не справилась с нашествием «сенсора», отмучившись в 2011 году.

Падающее знамя подхватил Google. IT-общество обрадовалось: спасут старейший бренд. Не тут-то было — Google брал Motorola не из-за уважения к истории, а скорее ради патентов.

Что делать с компанией, так и не поняли: уже в 2012 уволили 4 тысячи сотрудников и продали часть активов Motorola Mobility. Успех недорогой Moto G и ставка на рынки «третьего мира» оправдала себя, но в итоге Google не стал заморачиваться, слив бизнес китайской Lenovo за почти 3 млрд.

Китайцы принялись за магию вуду, чтобы вытащить из того света популярный бренд. Правда, первые попытки были хаотичными и скорее напоминали панику. Чего стоит чехарда с неймингом. Сперва «Motorola» урезали до «Moto», потом добили плашкой «by Lenovo», а в марте 2017 председатель компании сказал, что полное имя «Motorola» таки возвращается.

Со смартфонами была такая же глупость. Ещё в Google придумали сделать из Moto X конструктор — Lenovo пришлось немного поиграть в «собери свою модель сам».

Затем китайцы совместили оба подразделения. Мол, Moto у нас будет для альтернативно одарённых, а Lenovo Vibe для ребят попроще. Отказавшись и от этой идеи, головной офис взял паузу на ребрендинг смартфонов.

Самое время — с 2016 года компания вылетела из пятерки крупнейших производителей мобильных устройств, уступив даже не представленной в России OPPO.

Не сказать, что китайцы убили легендарный бренд (он давно дышал на ладан), но факт — таким именем можно было распорядиться эффективнее. Впрочем, Moto X всё равно классный.

Как поживают игро-монстры: Supercell, Riot Games и Epic Games

Подуставшие западные бренды — не единственное, что нравится китайцам. Задолго до IT-приобретений восточная страна прибрала к рукам многочисленные «игровые» активы. Вы об этом, скорее всего, не слышали, но знайте: вашими любимыми «фермами», Gears of War и даже LoL владеют китайцы.

Всё началось в феврале 2011 года, когда Tencent — китайский технологический гигант — пришёл за долей Riot Games. Этих парней вы знаете по одной игре, зато какой — они ответственны за League of Legend.

Спустя пару лет выяснилось, что Tencent вложился крайне удачно: LoL стала ведущей киберспортивной дисциплиной. Да что там — соревнования по LoL чуть ли не единственные, где есть нормальный чемпионат с сезонами и турнирными таблицами. Поэтому неудивительно, что к 2015 году китайцы перестали валять дурака и, наконец, полностью выкупили Riot Games. Чтобы вместе пойти в счастливое и светлое будущее.

Увы, другим повезло меньше.

Та же Tencent в 2013 завалилась с кучей бабла в офис Epic Games. Ну, тех самых парней, которые сделали Gears of War, Unreal Tournament и Bulletstorm. Китайцы отвалили 330 млн долларов за 48% акций. Это позволило ввести в совет директоров «эпиков» двух своих людей. Примерно в это же время из компании уволился её основатель, а за несколько месяцев до сделки X — креативный директор Клиф Блежински.

Репутация у Блежински в игровой сфере словно у Возняка: взбалмошный, странный, но крутой фантазёр. Такой человек не сработался бы с издателями мобильных ММО и, как говорят, за пару недель до увольнения просто перестал ходить на работу. Художник, творческая личность.

Неудивительно, что после такого соглашения Epic Games перестала делать нормальные игры и вот уже шесть лет пилит омерзительную гнусность под названием Fortnite.

А вот с финской Supercell китайцы удачно сработались. Видимо, пора пересмотреть культуры коды этих двух стран: возможно, в них больше общего, чем кажется. В любом случае, издатели главных бабловыжималок Clash of Clans и Clash Royale радостно отдались инвесторам из КНР за 8,6 миллиардов долларов.

Правда, не полностью — на 84 процента. В комментариях предполагайте, какую именно часть финны постеснялись осквернять деньгами.

Расчёт был простой: Tencent поможет почтенным европейцам захватить китайский рынок, который скоро в одиночку перевесит остальной мир. Звёзды сошлись: Supercell завершил 2016 год с прибылью в 8%, а Clash Royale показала второй результат по загрузкам в КНР. Большой успех, учитывая, что в Азии обычно правят бал местные игры.

Чтобы не было сомнений. Вот региональная разбивка по прибыли Clash Royale — как видим, 31% приходится на Asia Pacific. Как думаете, кто обеспечил такие цифры — Бутан с Мальдивами?

Интеграция идёт полным ходом — Азия наступает на Запад. Где-то удачно, где-то не очень, а где-то лучше бы дома сидели. Но этот процесс не остановить. А вы пишите в комментариях, какой ещё крупный западный бренд отдали китайцам на перевоспитание.

Горячие новости Apple: Facebook, ВКонтакте и Telegram

Тестируем

noize_wavenoize_wave

шумоподавление

©  iphones.ru