Как Китай догоняет США в деле вооружения авианосцев
Несомненно, для авианосца базирующиеся на нем летательные аппараты являются и оружием, и «органами чувств» для изучения обстановки на сотни миль вокруг и «руками» для переброски самых разных грузов: от топлива и боеприпасов, до личного состава и провизии. Причем если кто-то скажет, что самые важные из самолетов и вертолетов на борту — ударные, то он глубоко ошибается. Даже без единого истребителя в строю современные авианосцы могут защитить себя от ракет и торпед, а если надо, так попросту убегут от противника благодаря мощнейшим силовым установкам и мореходности, практически недоступной для любых других кораблей. А вот если плавучий аэродром не знает, где враг и куда бежать — он на войне обречен.
Northrop Grumman E-2 Hawkeye. В своей последней модификации D способен обнаруживать практически любые цели (включая истребители пятого поколения) и координировать работу десятков самолетов, а также осуществлять наведение крылатых ракет и целеуказание для нескольких эскадрилий одновременно. Без него возможности всего авиакрыла авианосца существенно снижаются.
Именно своими самолетами дальней радиолокационной разведки и целеуказания (ДРЛОиУ) сильны американские «суперкэрриэры». Да, на первый взгляд «Хоукай» не выглядит, как представляющий хоть малейшую угрозу: маленький турбовинтовой тихоходный самолетик с большим «зонтиком» сверху. Но в этом диске находится радар AN/APS-145, способный отслеживать до двух тысяч целей в радиусе порядка 550 километров (точное значение не раскрывается). Таким образом, учитывая боевой радиус самой распространенной модификации E-2C Hawkeye (около 350 километров при патрулировании в течение 3−4 часов), запустив всего пару подобных самолетов, авианосец видит любое судно и каждую единицу техники в воздухе и на земле на расстоянии порядка тысячи километров.
Основа авиакрыла «Ляонина» и «Шаньдуна» — истребители Shenyang J-15, являющиеся «развитием» российского Су-33
Россия и Китай в качестве ДРЛОиУ на авианосцах используют вертолеты, но их радиус действия, время патрулирования и возможности бортового оборудования сильно ограничены по сравнению с грузоподъемным и выносливым турбовинтовым самолетом. И проблема не в том, что промышленность не может предложить аналог, их просто запускать нет возможности. Американские авианосцы имеют на борту катапульты, разгоняющие авиацию до взлетных скоростей, а на российских и китайских кораблях их нет и поставить некуда. «Своим ходом» турбовинтовой самолет необходимой массы на палубе разогнаться и взлететь не сможет.
«Ляонин» (Type 001)
Однако, следующее поколение авианосцев, которые разрабатываются в Поднебесной (Type 003), уже будет иметь заветный ускоритель для истребителей. Поэтому китайская оборонная промышленность не сидит сложа руки. В августе 2020 появилось сразу два свидетельства того, что для будущих плавучих аэродромов активно разрабатывается самолет ДРЛОиУ. Во‑первых, на спутниковых снимках пользователи соцсетей разглядели то, что очень похоже на первый летный прототип самолета Xi«an KJ-600. А во-вторых, совсем недавно китайские споттеры смогли сфотографировать его в полете.
Разумеется, никаких официальных подтверждений, что это именно KJ-600 нет и наверняка сказать, действительно ли он совершил первый полет нельзя. Но о том, что в Китае ведется разработка данного самолета известно давно и даже были опубликованы снимки его макета. Очертания совпадают, потребность у страны в подобной технике острая, так что вывод напрашивается сам собой: почти наверняка произошло одно из самых важных событий для баланса сил на море в будущем — перспективные китайские авианосцы получили «глаза и уши».
Бесспорно, эти «органы чувств» еще в зачаточном состоянии. Инженерам и конструкторам предстоит очень много работы по доводке техники. Да и непонятно, что у Китая с военными радарами — одно дело самолет поднять в воздух (сложно, но можно), а совсем другое — аккумулировать весь мировой опыт в разработке мощных компактных РЛС и «родить» что-то конкурентоспособное и обладающее запасом для модернизации в будущем. Время покажет, насколько быстро этот проект будет развиваться, но даже если функционал окажется ограничен, китайские авианосцы станут настоящими флагманами флота и Поднебесная окончательно опередит Россию в деле технологического развития своего флота.
Очертаниями KJ-600 невероятно похож на E-2. Но китайские инженеры никогда не стеснялись частично или полностью копировать зарубежную технику. По неподтвержденным данным, самолет будет оснащаться двумя турбовинтовыми двигателями Zhuzhou WoJiang-6C (развитие советско-украинского АИ-20) мощностью 5 103 л.с., его боевой радиус составит 1 250 километров, а кроме того, помимо модификации ДРЛОиУ создадут и грузовую версию.
Первый авианосец Китай построил на основе купленного у Украины корпуса недостроенного советского «Варяга» (изначально — «Рига»), который с грехом пополам два года добирался до нового порта приписки. В 2012 году его ввели в строй под именем «Ляонин», и с тех пор Поднебесная активно тренирует экипажи, разрабатывает самолеты и отрабатывает применение палубной авиации. Почти сразу начались работы по созданию на основе конструкции бывшего «Варяга» собственного проекта. Его ввели в строй флота совсем недавно — в декабре 2019 года под названием «Шаньдун» (изначально упоминался как Type 001A, но позднее получил код 002).
В ближайшие годы военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) получат еще два подобных корабля (Type 003). В отличие от «Ляонина» и «Шаньдуна», они будут иметь полностью оригинальную конструкцию и ряд технологических новшеств, которые приблизят китайские авианосцы по возможностям к американским. Среди прочего, радикальные изменения в дизайне включают в себя паровые катапульты и более мощную силовую установку. Насколько известно, по финансовым причинам больше Китай закладывать корабли этого класса пока не собирается.