Как картинки влияют на восприятие текста: ответ российских ученых
Специалисты кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ провели первое исследование с использованием айтрекинга для определения степени интереса читателей в зависимости от наличия или отсутствия картинок в тексте. В эксперименте участвовали 60 человек, которым предложили 16 текстов различной тематики. Опыты подтвердили гипотезу о том, что присутствие картинок привлекает к написанному больше внимания и улучшает качество первичной обработки информации. Это объясняется наличием эмоционального компонента при ее восприятии.
Исследователи определяют интерес как особую сложную эмоцию, связанную с имеющимися у человека знаниями, каким-то прошлым опытом, памятью и представлением о себе. Испытывая к чему-то любопытство, человек становится более открытым к получению и усваиванию новой информации. Это компонент связан с повышенным вниманием и играет определяющую роль в формировании навыков и развитии интеллекта. Поэтому очень важно понимать механизмы, пробуждающие интерес.
Технология айтрекинга позволяет отслеживать направление взгляда по движению глаз при изучении того или иного объекта. Так оценивается распределение зрительного внимания. В ходе эксперимента за глазами 60 испытуемых, читающих тексты, непрерывно следил специальный прибор. Все 16 фрагментов были довольно сложными и носили образовательный характер, некоторые имели иллюстрации. Затем участники опыта отвечали на вопросы по содержимому.
Выяснилось, что тексты с иллюстрациями дольше задерживали внимание людей. Но время чтения оставалось таким же, как если бы картинок не было. Даже при одинаковом количестве верных ответов по содержимому роль изображений оказывалась важной. Они помогали читающим лучше ориентироваться в тексте и легче его воспринимать, прикладывать меньше психологических усилий. Также исследователи пришли к выводу, что эффективнее усваивается такая новая информация, которая базируется на чем-то уже знакомом человеку, описывает известное ему явление или объект.
Авторы работы считают, что технологии айтрекинга полезно использовать для объективной проверки различных образовательных текстов и методик.
Ранее мы рассказывали, как ученые объяснили, почему читать числа сложнее, чем слова.