Как избавиться от телефонных мошенников
Эксперты Центра цифровой экспертизы «Роскачества» отмечают, что практически все россияне, использующие мобильные телефоны, когда-либо сталкивались со звонками от неизвестных абонентов, предлагающих товары и услуги, а иногда и с мошенниками, выдающими себя за банковских работников. Эти звонки, как минимум, тратят наше время, отвлекают, портят настроение или даже лишают нас денег, считают в «Роскачестве», поэтому они составили рекомендации, как всего этого можно избежать.
К примеру, в организации напоминают, что заблокировать возможность звонить для отделов продаж и злоумышленников можно при помощи настроек телефонов, операторов сотовой связи и специальных программ. Первая возможность — это защита на уровне операционной системы, например, на некоторых смартфонах с операционной системой Android есть встроенная функция блокировки вызовов от незнакомых номеров.
Однако встроенный режим «Не беспокоить» не всегда подходит для решения проблемы ненужных звонков, так как звонки всё равно будут поступать. Также в некоторых смартфонах с русской локализацией, отмечает «Роскачество», есть путаница в названии функции «Блокировка неизвестных абонентов», «Неизвестные номера» или «Unknown», которые означают не блокировку неизвестных номеров, а звонков со скрытых номеров, считают эксперты.
У мобильных операторов «Билайн», «Мегафон», «МТС» и «Теле2» есть собственные услуги по ограничению нежелательных контактов, которые бывают платными и бесплатными: например, это услуги «Чёрный список», «Антиспам», «SMS-фильтр», возможность заблокировать звонки и СМС. У всех операторов есть также услуга определителя, которая помогает выявить в том числе звонки со скрытых номеров, но при этом, что парадоксально, у операторов есть услуга «антиопределитель», для которой их определитель не работает.
Если говорить о защите на уровне программного обеспечения, отмечают в «Роскачестве», то полезным будет приложение, определяющее номер и присваивающее ему определённую категорию — например, Kaspersky Who Calls. Однако разработчик запрашивает у пользователя разрешение на доступ к телефонной книге, знает, кто звонил, кому звонил пользователь и сколько времени продолжался разговор, поэтому, предупреждают эксперты, нужно внимательно относиться к таким приложениям.
В сообщении отмечается, что в 2019 году мошенники звонили как минимум трети россиян, а за первую половину этого года общее количество преступлений, связанных с переводами и картами, выросло на 600% — благодаря регулярным утечкам данных. По словам замруководителя «Роскачества» Ильи Лоевского, от звонков мошенников чаще всего страдают люди со старыми номерами телефонов, которые используются уже несколько лет, потому что они успели попасть сразу в несколько различных баз, используемых мошенниками.