Как искусственный интеллект трансформирует обучение и формирование навыков
Автор — Жан-Филипп Куртуа, вице-президент, Microsoft Global Sales, Marketing & Operations
Искусственный интеллект способен помочь решить некоторые из самых сложных задач, с которыми столкнулось общество, и создать наиболее безопасный, здоровый и процветающий мир для всех. В предыдущих постах я уже делился впечатляющими возможностями в области здравоохранения и сельского хозяйства. Но, наверное, нет области, где открывались бы более интересные — или более важные — возможности, чем сфера образования и формирования навыков. Персонализированное обучение с использованием ИИ для адаптации методов и материалов обучения к потребностям отдельных учащихся, автоматизированная оценка, избавляющая учителей от необходимости принимать экзамены и освобождающая больше времени для работы с учениками, интеллектуальные системы, меняющие подходы студентов к поиску информации и взаимодействию с ней, — все эти новые возможности для улучшения результатов обучения и повышения доступности знаний по-настоящему преобразуют сферу образования.
В мире существует множество классов, в которых преподаватели учат очень разные группы учеников из разных культур, говорящих на нескольких языках. Пример —средняя школа Dhour Shweir Public Secondary School в Ливане. Взаимодействие между ее учащимися и преподавателями удалось улучшить с помощью приложений OneNote и Microsoft Teams, которые позволяют переводить текст и речь в режиме реального времени, благодаря чему ученикам, говорящим на разных языках, стало проще общаться друг с другом. Эти инструменты не только повышают продуктивность и эффективность групповой работы, но и улучшают взаимодействие между учениками и учителями.
Австралийский профессор Дэвид Келлерманн (David Kellermann) недавно продемонстрировал, что можно делать с помощью Teams: он создал для своих студентов уникальную обучающую среду, в которой есть бот, способный самостоятельно отвечать на вопросы студентов, и панель управления Power BI, которая сопоставляет успехи студентов на экзамене с результатами сокурсников и помогает создавать персонализированные учебные планы для подготовки к будущим экзаменам на основе предыдущих результатов.
Меня заинтриговал новый цифровой ассистент, недавно запущенный Стаффордширским университетом в Англии. Он называется Beacon («Маяк»), его предназначение — облегчать стресс и беспокойство, которые испытывают многие студенты на первом курсе университета. Beacon работает на платформе облачных вычислений Microsoft Azure и использует тот факт, что студенты Стаффордширского университета, одного из лидеров среди британских учреждений по внедрению цифровых технологий, чаще обращаются за информацией и помощью к своему мобильному телефону, чем к преподавателям и сотрудникам университета.
Beacon — частично источник информации, частично цифровой тренер — отвечает на вопросы, предлагает студентам мероприятия, которые могут их заинтересовать, проверяет настроение и поддерживает в учебе. Если цифровой помощник обнаруживает признаки того, что студент испытывает трудности, он отправляет предупреждение сотруднику университета, который может предложить помощь. Основная идея заключается в том, что помощник снизит количество отчисленных и поможет студентам преуспеть, предоставляя информацию о том, как каждый из них приспосабливается к университетской жизни, и создавая возможность для быстрого предоставления дополнительной поддержки тем, кто в ней нуждается.
Образование не заканчивается школой или университетом. В современном мире мы все должны быть готовы продолжать учиться и переучиваться по мере изменения окружающих условий.
Помимо использования в традиционных учебных заведениях, ИИ также может помогать людям переквалифицироваться и овладевать новыми навыками. В частности, это становится возможным благодаря партнерству Microsoft с Ashoka, международной организацией, которая поддерживает социальных предпринимателей, ищущих инновационные решения наиболее острых социальных, культурных и экологических проблем общества. Эта работа ведется в рамках всемирной инициативы Microsoft Tech for Good, а в основе нового партнерства лежит программа Microsoft-Ashoka Accelerator, разработанная для развития экосистемы стартапов, использующих возможности облачных вычислений и искусственного интеллекта для решения социальных и экологических проблем. В начале этого года я имел удовольствие встретиться с Арно Муро, одним из директоров Ashoka Europe, и поговорить о поддержке многообещающих социальных стартапов. Microsoft предоставляет доступ к технологиям, искусственному интеллекту и облачным вычислениям, а также предлагает наставников, которые помогают предпринимателям создавать интеллектуальные решения на основе данных, выходить на рынки и делать многое другое.
Я также присутствовал на открытии первых проектов Microsoft-Ashoka Accelerator во Франции и Индии — внедрение программы мы начали с этих стран. Среди первых участников программы отмечу три организации: Singa, которая помогает беженцам и ищущим убежища налаживать контакты с людьми, вливаться в новое общество и пользоваться новыми экономическими возможностями в принимающих их странах; Ipso Health, которая работает над улучшением систем здравоохранения и расширением доступа к качественным медицинским услугам; и Libraries Without Borders («Библиотеки без границ»), которая создает библиотеки и обеспечивает доступ к информационным ресурсам в зонах конфликтов и районах, пострадавших от стихийных бедствий.
Одна из особенностей, которые мне больше всего нравятся в новом партнерстве, это особое внимание Ashoka к программам для молодежи и осознание той пользы, которую приносит помощь новому поколению молодых предпринимателей в приобретении уверенности, навыков и знаний, необходимых им для применения передовых технологий в инновационных социальных проектах. В рамках своей программы Youth Ventures Ashoka сотрудничает более чем с 500 000 молодых людей по всему миру.
Я тоже твердо верю в ценность наставничества для молодежи и активно участвую в этом через фонд Live for Good, который мы с семьей создали в 2015 году, чтобы дать возможность молодым людям из всех слоев общества в полной мере реализовать свой потенциал посредством социального предпринимательства и цифровых инноваций.
Одна из самых важных вещей, которые я узнал, состоит в том, что мир полон талантливых молодых людей, у которых есть блестящие идеи и глубокое желание создать лучший мир, но которые часто не имеют возможности приобрести необходимые навыки, использовать нужные технологии и обращаться за помощью к наставникам, чтобы по-настоящему преуспевать в учебе и на работе. Сегодня такие интеллектуальные сервисы, как цифровой помощник Beacon Стаффордширского университета, и такие программы, как Microsoft-Ashoka Accelerator, позволяют молодым людям получить поддержку, в которой они нуждаются для продвижения вперед, в то время как технологии на основе искусственного интеллекта открывают новые возможности для того, чтобы делать мир лучше.
Для меня, пожалуй, самый вдохновляющий и многообещающий аспект цифровой революции — это двери, которые она открывает для всех нас, чтобы процветать и создавать лучший мир.