Как Google «забывает» ссылки
В Google есть целая команда юристов, менеджеров и инженеров, которые принимают решения о том, какие ссылки необходимо удалить из поисковых запросов. К этому компанию ровно год назад обязали европейские власти: неофициальное название «право быть забытым» получило соответствующее постановление Европейского суда. Механизм предполагает, что компания обязана рассматривать запросы и принимать решения самостоятельно, однако как это делать, суд толком не рассказал. Так что Google принимает решения, руководствуясь собственными представлениями о том, что должно остаться доступным в сети, а что — нет.
Озвучивая решение, принятое 13 мая 2014 года, Европейский суд пояснил, что Google обязана удалять ссылки на устаревшую, чрезмерную или неуместную информацию. Теперь специалистам компании приходится балансировать на тонкой грани между правом человека на неприкосновенность частной жизни и правом общества на получение данных.
Петер Флейшнер, представлявший Google на конференции о конфиденциальности данных в Берлине, раскрыл подробности реализации «права быть забытым». Ведущие специалисты компании собираются обычно по средам и решают, какую информацию нужно удалить из результатов поиска.
Значительная часть запросов, которые рассматриваются специалистами, поступает Google через форму подачи заявки в Интернет. Сначала обращения направляются команде юристов и инженеров, которые вправе принимать решения по сравнительно легким делам — фото топлесс, новостях о мелких кражах, совершенных много лет назад, и т.п. Сотрудники, к слову, работают в штаб-квартире Google в Дублине.
Ведущие специалисты компании рассматривают лишь достаточно серьезные заявки. Часть сотрудников Google при этом находится в конференц-зале, другая часть — на связи через видеочат Hangouts. Нередко приходится прибегать к помощи сторонних профессионалов — людей, владеющих узкими специализациями. Флейшер отмечает, что обычно решения принимаются единогласно, но есть и случаи, по поводу которых мнения коллег серьезно расходятся.
В Google уже разработали критерии принятия решений: так, медийные фигуры и общественные деятели имеют меньше шансов на одобрение заявок в сравнении с частными лицами, а вот ссылки из запросов людей, с которых снята судимость, с высокой вероятностью будут удалены.
Масштабы работы Google в этом направлении достаточно внушительны: так, за год компания получила около 250 000 запросов, касающихся 920 000 ссылок, причем 35% из них были удалены, 50% — оставлены, 15% — рассматриваются до сих пор. К слову, люди, заявки которых специалисты Google отклонили, имеют право подать апелляцию в национальное агентство по защите данных, а те, в свою очередь — обратиться к Google напрямую с распоряжением удалить ссылку или отказать пользователю повторно.
К слову, Google удаляет ссылки из поиска только на европейских доменах — Google.fr, Google.co.uk и т.д. При этом на Google.com, который также доступен в Европе, ссылки остаются, за что компания часто подвергается критике со стороны регуляторов. Параллельно депутаты ЕС рассматривают законопроект, который, вероятно, расширит список областей, в которых может применяться «право быть забытым». Предполагается, что оно коснется не только поисковых запросов, но также сайтов и баз данных, и эта тема обещает стать одной из ключевых дискуссий современности.
Читайте также:
Мы вас предупреждали: 7 самых опасных подписок
Как гаджеты заменяют нам маму
10 новинок, которые покажет Google на главном мероприятии года
Ксения Шестакова, ht_news@corp.mail.ru
Источник: The Wall Street Journal