Как футболисты готовятся к жаркой погоде на чемпионате мира в Катаре
За 12 лет, которые прошли к того момента, когда ФИФА приняло решение о проведении чемпионата мира в Катаре, средняя температура ноября в этой стране выросла на 1 градус Цельсия
Чемпионат мира по футболу среди мужчин стартовал в Катаре 20 ноября. Температура воздуха составила 30 °C, а влажность почти 60%. Когда Катар впервые выиграл заявку на проведение турнира 12 лет назад, сильная жара была одной из нескольких проблем; с тех пор среднегодовая температура в стране повысилась примерно на 1°C. Турнир 2022 года впервые пройдет в ноябре-декабре, чтобы избежать жаркого лета в Катаре. Но как будут чувствовать себя футболисты?
Наиболее важным показателем, когда речь идет о жаре и здоровье спортсменов, является «температура по влажному термометру» (wet-bulb globe temperature или WBGT). Этот показатель учитывает температуру, влажность, угол наклона солнца и скорость ветра. Высокая влажность делает условия особенно тяжелыми: при одной и той же температуре воздуха главный механизм охлаждения человеческого тела — потоотделение, при котором вода испаряется с кожи — гораздо менее эффективен при высокой влажности. Занятия спортом при высоком WBGT могут привести к повышению температуры тела и перегреву.
Стадионы с кондиционированием воздуха, которые построены в Катаре, снизят воздействие жары на игроков, но команды все же могут испытывать тепловой стресс. Эффект от кондиционирования гораздо сильнее ощущается на трибунах, чем на поле, потому что прохладный воздух исходит из-под сидений и по периметру стадиона. Но ближе к центру поля на открытом стадионе все равно будет жарко.
Особенно во время дневных матчей игроки все уязвимы для теплового стресса, говорит журналу Nature Тийс Эйсвогельс, физиолог из медицинского центра Университета Радбауд в Неймегене, Нидерланды. Он добавляет, что тренировочные комплексы на чемпионате мира — это «обычные тренировочные поля, без кондиционеров».
«Мы — тропические животные»
Игроки могут подготовить свои тела, если у них есть достаточно времени. Эйсвогельс помог голландским спортсменам подготовиться к другому жаркому событию: Олимпийским играм в Токио в 2020 году. Перед Олимпийскими играми он тестировал спортсменов в контролируемых условиях при температуре 16 °C, а затем в условиях, имитирующих летний климат Токио: «Мы наблюдали среднюю потерю производительности на 25%», — говорит он. Чтобы смягчить это, его команда начала подвергать спортсменов воздействию тепла во время тренировок и обнаружила, что их результаты улучшаются в жарких условиях. «Мы — тропические животные», — объясняет Эйсвогельс. По его словам, футболистам из климата, похожего на климат Северной Европы, достаточно 10–14 дней пребывания на жаре, чтобы полностью акклиматизироваться.
Исследователи также экспериментируют с тем, как определить, когда спортсмену слишком жарко, и как охладить его до безопасного уровня. «Проблема не в жаркой среде, а в перегревшемся человеке», — говорит Олли Джей из Сиднейского университета. Джей и его коллеги разработали шкалу теплового стресса, которая может дать простую меру риска при повышении WBGT. По словам ученого система успешно использовалась на Открытом чемпионате Австралии по теннису, — в результате один из полуфиналов среди женщин в 2019 году был приостановлен, чтобы закрыть крышу над стадионом и охладить корт.
Другие меры, которые оказались полезными, включают ледяные полотенца, питье холодной воды или ледяной суспензии для снижения внутренней температуры тела спортсмена. В теннисе, говорит Джей, просто включать такие меры охлаждения через равные промежутки времени, потому что в игре есть регулярные 90- или 120-секундные перерывы. В футболе может быть сложнее такие перерывы запланировать.
Но по словам ученого, благодаря разумному мониторингу можно играть в футбол и в таком жарком и влажном климате, как в Катаре. «Если у вас есть система управления рисками, основанная на фактических данных, и она реализована правильно, то на самом деле вы расширяете условия, в которых игроки могут безопасно играть», — считает ученый.