Как Dostavista разработала навык для Алисы
Владимир Надымов, менеджер по продукту в Dostavista.ru, рассказывает о плюсах, минусах и подводных камнях Яндекс.Диалогов.
Dostavista.ru — курьерская служба срочной срочной доставки день в день. Сервис работает по краудсорсинговой модели: курьеры получают заказы через мобильное приложение, а отправители могут вызвать курьера через форму заказа на веб-сайте или клиентское мобильное приложение.
Мы расскажем о своём опыте создания навыка для голосового помощника Яндекса Алисы и надеемся, что это будет полезно компаниям, которые планируют проводить подобные эксперименты.
Почему Алиса
Идея родилась внезапно — мы перебирали в голове варианты роста нашего сервиса за счёт улучшения пользовательского опыта. В какой-то момент мы вспомнили, что Яндекс в середине марта разрешил сторонним разработчикам писать навыки для Алисы. Голосовые помощники пользуются большим успехом в англоязычных странах, и гипотеза показалась интересной
Подготовка
Конечно, без данных идти к разработке не хотелось, да и тратить время на сборку фичи, которой бы не смогли воспользоваться, в наши планы не входило. Оказалось, что наши клиенты часто пользуются Яндекс.Браузером и их поиском. Хотя здесь было сказано, что Алисой пользуется «несколько миллионов» человек, мы готовились к тому, что это грамотная формулировка от неназванного представителя Яндекса и «несколько» на самом деле означает два. Правда, интуитивно казалось, что большая часть юзеров Алисы не делала с её помощью ничего полезного — они просто троллили бедную помощницу разными способами.
При помощи навыка мы могли потенциально охватить около 10% пользователей браузера или 1–2% наших активных пользователей. Метрики выросли бы не сильно, но в пользу начала разработки говорили и относительно невысокие трудозатраты на MVP, и согласие внутри команды о том, что голосовые помощники превратятся в важный канал продвижения для многих бизнесов. Через пару дней Алиса и Диалоги стали хэдлайнерами на Yet Another Conference, и мы решили, что стартуем.
Разработка
От идеи сделать сложный и ветвистый диалог отказались почти сразу — размещение заказа возможно при заполнении минимум десяти полей, а каждый дополнительный вопрос — возможность для Алисы неправильно распознать речь. Мы знали, что она натренирована таксистами и почти безошибочно распознает адреса.
Для проекта потребовались:
- 1 менеджер продукта, отвечавший за идею и сценарий диалога,
- 1 фронтенд-разработчик, писавший навык,
- 1 контент-менеджер, приводившая поток мыслей в соответствие с инструкцией vc.ru по публикации кейсов.
Проблемы
Разработка была быстрой: документация по этой части удобна, а сама задача далеко не rocket science. Нашему фронтенду пришлось пару раз задавать вопросы в чате разработчиков, и всё решилось. Веселее стало, когда началась модерация.
Если вкратце, то документация этого раздела имеет более обтекаемые формулировки. Во-первых, для использования названия бренда нужно подтвердить права на сайт через Яндекс.Вебмастер. Это логично, но из справки нам не было сразу понятно, как именно это сделать.
Во-вторых, не получилось назвать навык просто «Достависта» — модераторы не пропустили название из одного слова, хотя мы подтвердили права на владение сайтом. Комбинации активационных слов пришлось менять несколько раз и, кажется, поддержка не всегда точно указывает причину непрохождения модерации.
В-третьих, до прохождения модерации по формальным признакам — описанию, названию и активационным именам мы не раскатывали навык на боевой сервер, поэтому после изменения Webhook-ссылки на боевую пришлось подождать.
Конечно, мы хотели, чтобы вызвать нашего курьера было так же просто, как вызвать такси. Сейчас Алиса умеет запускать далеко не все сторонние приложения и даже ссылки на сайты не откроет без клика по специально создаваемой кнопке, но мы всё же надеемся на появление такой возможности в будущем. Обиднее было другое — навыки не умеют пользоваться геолокацией и адресами из Паспорта, так что «ко мне», «домой» и «на работу» встроить в свои приложения пока не получится.
Продвижение
План продвижения навыка весьма прост и логичен:
- Опубликовать колонку на vc.ru
- Анонсировать её в наших социальных сетях
- Сделать e-mail рассылку для наших клиентов
- …
- …
- PROFIT!1!!!1!
Если быть чуть серьезнее, то не совсем понятно, как продвигать навыки — у Диалогов нет подобного функционала, а платить за то, чтобы люди устанавливали приложения Яндекса, в которых они возможно когда-нибудь воспользуются нашим навыком (если не забудут о его существовании), нецелесообразно.
На данный момент никакого определённого результата, который бы можно выразить в цифрах, нет — этой колонкой мы только начинаем продвижение новой фичи.
Резюме
Навык начал работать недавно, и даже я ещё не понимаю, будет ли он полезным или окажется nice-to-have фичей, которая отняла время разработчиков. Тем не менее, я считаю, что с развитием платформы возможности Алисы будут расширяться, и она станет полезной большому количеству бизнесов.
Срочная доставка Достависта — навык Алисы, голосового помощника от Яндекса
© vc.ru