Как дела с Apple в России спустя полтора года санкций. Нам обещали худшее

2 марта Apple закрыла в России онлайн-магазин, и с этого момента начался фактический уход компании с рынка страны.

Очень скоро СМИ и эксперты напророчили суровую картину: от выключения доступа к отдельным сервисам до удалённой блокировки всех гаджетов компании в РФ.

Итак, с того момента прошло почти полтора года. Волны блокировок с Запада успокоились. В этом штиле предлагаю посмотреть вкратце, что произошло на самом деле.

1. Нам «заблокировали» Apple Pay

Работа Apple Pay в России ограничена. В сервис нельзя добавлять карты МИР, как и карты вообще любых российских банков, независимо от их платёжной системы. Абсолютное большинство россиян, таким образом, сервисом бесконтактной оплаты от Apple воспользоваться не могут.

Это если смотреть на ситуацию субъективно. Объективно ситуация немного иная. Территориально, в России по-прежнему работает Apple Pay. Если у вас есть карта зарубежного банка (например, вы — турист из другой страны), и ваш банк не блокирует платежи в российских банках, то вы по-прежнему можете оплачивать покупки через Apple Pay в РФ.

Радости этот факт большинству из россиян не прибавляет. Но говорить, что Apple Pay в России выключен, всё-таки неправильно.

2. Приложения многих банков удалены из App Store

Сбер (СБОЛ), Альфа-Банк, ВТБ, Тинькофф, Россельхозбанк, Уралсиб, Открытие — это лишь неполный список банков, чьи приложения были удалены из App Store.

Эти решения Apple принимает, исходя из американских и европейских санкций. Банки неоднократно пытались выйти из ситуации, перевыпуская приложения под другими названиями, в том числе от третьих лиц. Однако все были в итоге удалены.

За полтора года подсанкционные банки подсуетились и существенно улучшили дизайн и быстродействие браузерных версий. Многие из них достигли полного функционального паритета с приложениями. А с релизом iOS 16.4 появилась возможность доставлять Push-уведомления клиентам прямо из браузера. Пока эта технология внедрена далеко не у всех, но процесс пошёл.

Также часть банков нашли способы установки приложений на устройства клиентов, минуя App Store. Например, так делают Сбер и Тинькофф. Способы у них немного разные, но подразумевают помощь специалиста банка — они сами устанавливают вам программу, после чего вы пользуетесь ей, как раньше.

Да и сами пользователи тоже нашли варианты переустановки старых программ-клиентов банков, используя сторонний софт:

▪ 7 способов установки приложений на Айфон без App Store в 2023 году. Например, Сбербанк

Это не очень удобно. Но работает.

3. Онлайн-магазин Apple по-прежнему закрыт

Можете зайти по старому адресу, посмотреть на анимацию и недвусмысленный текст.

Кстати, русскоязычный сайт не обновляется с февраля 2022 года. Там по-прежнему представлены только те продукты, которые успели официально выйти в России.

4. В России не был официально запущен ни один новый продукт Apple

Гаджеты, которые были анонсированы и поступили в продажу с 24 февраля 2022 года, для конкретно России официально не выпускались. Проблем, кроме очевидных, это не создало — кроме одной.

iPhone SE 2022, iPhone 14 и iPad, выпущенные после этой даты, не сертифицированы для работы в сетях российских операторов. Это накладывает ограничения: например, в iPhone 14 любой модели нельзя включить VoLTE и VoWiFi. Были проблемы с активацией eSIM у некоторых операторов, но сегодня они решены.

5. Apple свернула техподдержку по Mac и iPad, но гарантия ещё есть

Онлайн- и телефонная служба технической поддержки Apple в России всё ещё доступна, но не в полном объёме. За полтора года были свёрнуты направления Mac и iPad. По этим устройствам в РФ вас больше не станут консультировать в решении проблем, ограничиваясь лишь ссылками на существующие страницы самостоятельной диагностики и справки официального сайта.

Гарантийное обслуживание по ещё активным подпискам Apple Care+, приобретённым в России, по-прежнему оказываются в оставшихся авторизованных сервисных центрах. Также по гарантии и старым условиям (2 года) в АСЦ принимаются все устройства Apple, купленные в России и выпущенные для российского рынка до 24 февраля 2022 года.

АСЦ, конечно, находятся в режиме выживания. Некоторые из них частично свернули работу. Но не все.

Приложение «Поддержка Apple» работает, как и прежде. В общем, компания не «обрубила» вообще всю коммуникацию с клиентами в стране.

6. Пополнять Apple ID можно только с SIM-карт двух операторов

Сейчас вы можете пополнить баланс российских аккаунтов Apple ID с SIM-карт операторов МТС и Билайн. Других вариантов нет. Оплата картами заблокирована.

В тему: как платить за подписки Apple и пополнять счёт App Store в 2023 году. Все рабочие способы

Все, кому хотелось продолжать платить за сервисы компании, за это время либо обзавелись соответствующей «симкой», либо нашли с ними друзей и коллег, кто согласился покупать и передавать коды пополнения. Даже коды, которые продают в «готовом» виде на различных интернет-площадках, тоже кем-то были куплены с баланса номера у оператора связи.

Не скажу, что всё это удобно, но в целом — вопрос решаем легко. Лично я оставил и все прежние подписки Apple, и подписки на отдельные приложения. Плачу и не плачу по сей день.

7. Все сервисы Apple доступны в России, в том числе платные

Напомню, что согласно пророчествам, тут нас ждал тотальный блэкаут

App Store: работает. Часть приложений недоступна, в том числе из-за санкций. Но в основном — по желанию самих разработчиков.

iMessage: работает.

iCloud: работает. Никаких новых ограничений. Все подписки доступны.

Apple TV+: работает. Весь международный контент выходит и для РФ. За редким исключением, везде присутствует русская озвучка. Например, вышедший на прошлой неделе первый эпизод второго сезона сериала «Основание» дублирован студией Невафильм.

Apple Music: работает. Со стороны Apple ограничений нет. Прерогатива выпускать/не выпускать или удалять треки и альбомы для российской аудитории сервиса лежит на плечах правообладателей контента. Часть лейблов и исполнителей сделали весь свой контент недоступным в Apple Music для РФ. Некоторые ограничились отказом выпускать здесь только новые песни.

Apple Arcade: работает. Только считанные игры оттуда не были запущены в российском App Store — например, Wylde Flowers. Это решение отдельно взятых разработчиков, а не Apple.

Apple Fitness+: работает.

8. Любые устройства Apple активируются в России

Неважно, где вы их купили и когда они были выпущены — в России вы сможете активировать любой гаджет или аксессуар компании.

На активацию были редкие жалобы в 2022 году, но они объяснялись временными блокировками диапазонов IP-адресов со стороны Роскомнадзора или проблемами у провайдера интернета.

А блокировка всех iPhone и Mac в России, что яростно была обещана сотнями экспертов, так и не случилась.

9. Цены на технику Apple пустились в свободное плавание

Так как Apple ушла с российского рынка, задавать рекомендованную розничную цену (РРЦ) на технику и аксессуары больше некому.

В отсутствии этой планки, на рынке сформировались два плавающих уровня цен: один у крупных федеральных ритейлеров с параллельным импортом, а другой — у «серовозов». Первый стабильнее второго, естественно.

Всё это привело к любопытному эффекту. За прошедшие полтора года были периоды, когда купить iPhone, Mac или, скажем, AirPods в РФ было даже дешевле, чем в США. Сегодня стоимость следует за курсом валют и ситуацией с импортом. Но на неё также ложатся нераспроданные запасы конкретных моделей устройств, снижение потребительской активности и прочие экономические, социальные факторы.

Что в итоге?

Если кратко всё описать, вывод простой: стало похуже, но не так, чтобы прямо-таки ужасно. Хотите пользоваться Apple, несмотря ни на что? Пользуйтесь на здоровье. Варианты есть.

Если кому-то покажется это слишком позитивным взглядом, советую взглянуть на то, как повела себя Google с Android-экосистемой. Оставим за рамками возможность установки приложений из любых источников и доступ к NFC. Это всё хорошо, конечно –, но является следствием открытости самой ОС, а не уважения к пользователю.

Google, например, полностью запретила любое пополнение счёта в Google Play для российских аккаунтов. Выключила Google Pay по геолокации. Заблокировала оплату любыми способами во всех своих сервисах. Выключила активные подписки, в том числе без возврата средств. И достаточно долго запрещала обновлять собственные приложения с российских IP-адресов — например, браузер Chrome для Android.

Так что, смотря на Apple и их отношение к своим пользователям из России, не без радости отмечу. Слухи про смерть и блокировку Apple в России оказались преувеличены. И пока, спустя полтора года, они такими и остаются.

P.S. Чуть не забыл: нам заблокировали Final Cut и Logic Pro для iPad спустя месяц после их запуска. Впрочем, сам запуск этой подписки в РФ был странным событием и больше походил на «баг».

©  iphones.ru