Как чтение меняет мозг: открытие ученых

Чтение теряет популярность: как это скажется на эволюции человеческого мозга?
Чтение теряет популярность: как это скажется на эволюции человеческого мозга? Источник: Unsplash

Что означает спад популярности чтения для человека как для вида? Могут ли наши предпочтения в пользу видео вместо текста изменить структуру мозга или даже эволюцию? Недавнее исследование проливает свет на эти вопросы, демонстрируя, как чтение связано с анатомией мозга.

Анализируя данные более тысячи участников, исследователи обнаружили, что способности к чтению коррелируют с особенностями строения мозга, особенно в двух ключевых областях левого полушария, отвечающих за язык.

Одна из них — передняя часть височной доли, называемая левым височным полюсом. Эта зона помогает объединять и классифицировать различные типы информации. Например, для понимания слова «нога» мозг связывает зрительные, чувственные и двигательные образы, то есть мысленно воспроизводит то, как нога выглядит, ощущается и движется.

Другая область — извилина Гешля, часть височной доли головного мозга. Она содержит слуховую кору и участвует в восприятии звуков. Исследование показало, что у людей, которые много читают, передняя часть височной доли в левом полушарии заметно больше, чем в правом. Это логично: чем больше область мозга, которая занимается смысловой обработкой текста, тем легче понимать слова и читать.

Однако связь между слуховой корой и чтением может показаться менее очевидной. Разве чтение не является преимущественно визуальным навыком? На самом деле, для связывания букв со звуками речи необходимо осознание звуков языка. Это так называемая фонологическая осведомленность, которая является важным этапом в развитии чтения у детей.

Тонкость левой извилины Гешля ранее связывали с дислексией — нарушением, вызывающим серьезные трудности в чтении. Однако новое исследование показало, что эта связь носит более сложный характер. У людей с лучшими навыками чтения извилина Гешля в левом полушарии была толще, что коррелировало с их способностью к языковым задачам.

Стоит отметить, что анатомия мозга пластична и может изменяться под воздействием обучения. Например, у молодых людей, интенсивно изучающих язык, увеличивалась толщина коры в языковых зонах. Регулярное чтение также помогает изменить структуру мозга, в частности, его височной доли и извилины Гешля.

Никогда не поздно ввести чтение в привычку: мозг пластичен и даже несколько страниц, прочитанных ежедневно, принесут ему пользу
Никогда не поздно ввести чтение в привычку: мозг пластичен и даже несколько страниц, прочитанных ежедневно, принесут ему пользуИсточник: Freepik

Эти данные поднимают важный вопрос: как изменение привычек чтения влияет на нас как вид? Если навык чтения будет утрачивать свое значение, наши способности к интерпретации окружающего мира и пониманию других людей могут заметно снизиться.

Привычка проводить время за книгой — это не просто личное удовольствие, а вклад в развитие потенциала всего человечества. Чтение обогащает не только отдельного человека, но и все общество, стимулируя мозг, развивая эмпатию и укрепляя нашу способность к коммуникации. Каждая прочитанная книга — это шаг к более развитой и осмысленной жизни.

Ранее ученые назвали возраст, после которого начинается старение мозга.

©  HI-TECH@Mail.Ru