Как читать отчетность ИТ-компаний

Предприниматель Михаил Смолянов, создатель сервиса «Финолог», продолжает цикл о финансах для предпринимателей. В новом материале он рассказывает о том, как читать и анализировать отчётность ИТ-компаний.

Что за отчетность

Если акции компании продаются на бирже, она должна публиковать отчеты для инвесторов. В них компания рассказывает о финансовом состоянии и планах на будущее. Отчеты аудированные: их проверяют или составляют известные аудиторские фирмы, чтобы все было честно. Если вы ведете бизнес, по таким отчетам можно узнать много интересного о чужом бизнесе и сравнить с собой.

Обычно отчеты компаний живут в разделе Investor Relations. Сейчас стали появляться годовые отчеты за 2015 год. Для примера мы почитаем отчет компании Salesforce — одной из крупнейших CRM-систем в США. Их отчеты живут в About us → Investor Relations → Financials. Скачивайте годовой отчет за 2015 год.

Если вас интересуют не огромные компании с биржи, а обычные российские ООО-шки, то некоторые финансовые показатели можно взять на сайте Госкомстата в разделе «Предоставление данных бухгалтерской отчетности». Реквизиты нужной компании чаще всего можно подсмотреть на сайте. Для примера возьмем отчет »1С-Битрикса»: ИНН 7717586110, ОКПО 80715150. По 2015 году данных еще нет, но есть по 2014.

На что смотреть

В отчетах будет много воды, самовосхваления и общих слов. Их можно не читать. Нас интересуют финансовые показатели, которые у американских компаний стандартизированы.

Если вы в отчете Salesforce, открывайте страницу 33, Selected Financial Data. Обратите внимание, здесь везде цифры в тысячах долларов, кроме стоимости акций.

Что интересного:

  • Выручка от подписок и поддержки — 5,013 млрд, от профессиональных услуг — 360 млн. Сразу видно, что основные деньги компания получает от подписки, а не от внедрения. Компания продает на 448 миллионов долларов в месяц.
  • На странице 10 мы узнаем, что у компании более 16 тысяч сотрудников. Это значит, что средняя выручка на одного сотрудника — 312 тысяч долларов в год.
  • Себестоимость на подписки и поддержки — 924 млн, профессиональных услуг — 364 млн. Внедрение компания делает в убыток, а маржа валовой прибыли от подписки и поддержки — 82%. На маржу в этом расчете не влияют расходы на разработку продукта — только переменные расходы.
  • Смотрим на Operating expenses — это постоянные расходы: 793 млн на разработку продукта, 2,7 млрд на маркетинг, 680 млн общих расходов. То есть 19% компания тратит на продукт, 16% общих расходов, а 65% — на маркетинг. Я замечал, что многие компании в России делают наоборот: тратят 70% на продукт, 20% на маркетинг и еще 10% на все остальное.
  • Смотрим Net income (loss): (262 688). Скобки означают минус, то есть компания в 2015 году показала убыток 262,7 миллиона долларов. Здесь же видно, что компания убыточная с 2012 года. Возможно, они планово работают в убыток, чтобы получить максимальную долю рынка.

На 34 странице смотрите Consolidated Balance Sheet Data:

Cash (то есть деньги) — 1,89 млрд долларов. Возможно, из этих денег они и закрывают убыток.

Еще можно посмотреть, какие их продукты больше всего зарабатывают (страница 37) и географию продаж (страница 46, внизу). США и Латинская Америка дают выручки больше, чем Европа и Азия вместе взятые.

Посмотрим на данные «Битрикса» в Госкомстате. Там в тысячах рублей и за 2014 год, но нехитрыми конвертациями можно сравнить (используем курс 55 рублей за доллар):

Какие выводы делать

О масштабе. Видно, что глобальный Salesforce в 440 раз больше по выручке, чем российский «Битрикс», даже по старому курсу.

О структуре расходов. Узрите, какую долю расходов занимает маркетинг и какую — разработка продукта.

О силе маркетинга. Представьте, что кто-то из крупных компаний решит прийти в Россию со своим рекламным бюджетом.

О потенциальной емкости российского рынка. Допустим, мы по косвенным признакам определили выручку 37 Signals — 19,7 миллионов долларов за 2011 год. Если они растут в 1,5 раза в год, то в 2015 году должно быть 100 миллионов (грубо). Предположим, что такой же продукт в России может заработать не в 440 раз меньше, а только в 200. То есть на модном русском Basecamp мы выручим 0,5 миллиона долларов в год или 41,7 тысяч долларов в месяц.

О географии. Американский рынок для Salesforce огромный, но и Европа с Азией в сумме дают 27,3% выручки. Чтобы быть большим, придется стать глобальным.

О сотрудниках и эффективности труда. У Salesforce 16 тысяч сотрудников, средняя выручка на сотрудника 312 тысяч долларов в год (даже по старому курсу это 10 млн рублей). Притом, что средняя зарплата будет около 80 тысяч долларов на сотрудника в год, эффективность труда налицо. В компаниях, которые я знаю, выручка не больше 3–4 миллионов рублей на человека в год.

Из этого можно посчитать, например, что если бы у «Битрикса» была такая же эффективность труда, то в нем должны были бы работать 50 человек, включая всех продажников и всю разработку всех продуктов.

Понятно, что 50 человек не смогут разработать и продать продукт так же хорошо, как 16 тысяч. Но представьте себе, что значит держать на зарплате 16 тысяч сотрудников.

О плановой убыточности и прибыли. Компания необязательно должна быть прибыльной, чтобы быть лидером рынка. Важно, чтобы убытки было чем покрыть и у компании был план развития.

Об оценке бизнеса. Выручка Salesforce — $5 млрд, а стоит бизнес $35,89 млрд на момент написания статьи. Это семь выручек. Подробнее об оценке стоимости бизнеса поговорим в следующий раз.

Что дальше

У нас осталась еще одна тема, которую мы сегодня уже частично затронули — оценка бизнеса. За сколько его можно продать, где вас могут обмануть и как понять, насколько справедливо вас оценивают.

Берегите финансы и до скорого.

©  vc.ru