Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе
И J-20, и Су-57 используют технологии стелс и предназначены для получения превосходства в воздухе. Американские F-35 больше ориентированы на нанесение ударов по земле, и их противниками выступают скорее F-22. Сведения о будущем самолете шестого поколения крайне скудны, но ожидается, что он заметно обгонит конкурентов. Рассмотрев характеристики всех машин, можно предположить, с чем ему предстоит бороться и какие возможности для этого необходимы.
Стелс
Целый набор технологий позволяет снизить видимость самолета для радаров противника. Некоторые из них — например, покрытие, поглощающее излучение, — применялись еще в истребителях четвертого поколения. Но Су-57 и J-20 изначально проектировались с учетом этого фактора, и особые геометрические формы их планеров дополнительно уменьшают радиус обнаружения машины. Можно ожидать, что самолет NGAD будет еще менее заметным для радаров.
Су-57 «Преступник»
Стелс-возможности Су-57 находятся в промежутке между поколением 4+ (как у F/A-18E/F Super Hornet) и 5 (как у J-20), хотя, по словам авиаэксперта Тайлера Роговэя, «ближе к первым, чем к последним». Машина демонстрирует уменьшенную площадь рассеяния в сравнении с четвертым поколением, однако до американского пятого ей далеко. «Россия считает стелс-технологии весьма полезными, но не демонстрирует никакого желания обойти в них США», — говорит редактор Aviation Week Стив Траймбл. Впрочем, серийные Су-57 показали прогресс в сравнении с ранними прототипами.
J-20 «Черный орел»
О возможностях стелс-покрытия китайских J-20 можно лишь гадать. Однако общее сходство самолета с F-22 показывает, что они более совершенны, чем у Су-57. Профессор Мэрилендского университета Майкл Пелоси и его коллега из Американского института аэронавтики и астронавтики Карло Куп провели компьютерное моделирование J-20. Работа подтвердила, что переднее оперение затрудняет обнаружение самолета в лобовой проекции. Однако на машине установлены двигатели предыдущего поколения, оставляющие заметный тепловой след, хотя и с квадратными воздухозаборниками, снижающими заметность.
У самолета шестого поколения будет и стелс-геометрия, и поглощающее покрытие корпуса. Для дополнительного снижения видимости в ИК-диапазоне станет применяться сложная система распределения тепла. Ожидается, что NGAD использует собственные средства радиоэлектронной борьбы, подобные установленным на EA-18G Growler, и сможет активно препятствовать своему обнаружению за линией обороны противника.
Авионика
Пилоты F-35 любят называть его «квотербеком небес», ключевым нападающим. Это настоящий суперкомпьютер с крыльями, способный собирать и быстро анализировать информацию о своих и чужих самолетах, наземной и воздушной обстановке, целях и задачах миссии и т.п. — и выдавать все это летчику в простом интерфейсе. Насколько известно, и Россия, и США использовали подобные технологии в Су-57 и J-20. С помощью искусственного интеллекта NGAD сможет обрабатывать еще большие массивы данных из разных источников.
Су-57 «Преступник»
Су-57 обменивается информацией с другими самолетами и наземными средствами, объединяет их с показателями собственных датчиков и создает целостное представление поля боя. Российские военные уже довольно давно реализуют концепцию «сетецентричности», которая подразумевает в том числе и постепенное повышение автоматизации полета, что позволяет летчикам сосредоточиться на сражении. Боковые радары Су-57 в сочетании с носовой РЛС «Н036 Белка» с фазированной антенной решеткой дают машине широкий обзор.
J-20 «Черный орел»
Предполагается, что J-20 использует защищенный канал для связи и обмена информацией. Под носом машины находятся инфракрасные и оптические датчики, которые непрерывно сканируют горизонт для отслеживания самолетов противника. Кроме того, J-20 несет пассивную систему, позволяющую обнаруживать чужие машины, не выдавая при этом себя. Бортовая авионика комбинирует данные разных сенсоров и формирует единую картину боя, автоматически определяет скорости и типы замеченных самолетов. Информация выводится на голографический дисплей шлема и на экраны панели управления. Центральный монитор имеет размер 24×9 дюймов, по соседству расположены три экрана поменьше.
Здесь разработчики применяют тот же открытый подход, что и создатели нынешних смартфонов, — это должно обеспечить будущую машину невероятно производительным набором авионики, датчиков и компьютеров. Как телефон может регулярно обновляться, дополняясь все новыми и более совершенными сенсорами, так и авионика NGAD будет модернизироваться на протяжении всего времени службы. «Современный самолет — это не просто планер, это единая система датчиков и вооружения. И поскольку все здесь взаимосвязано, любой апдейт программного обеспечения может за считаные минуты существенно повысить производительность».
Вооружение
Для сохранения малой радиозаметности почти все вооружение истребителя располагается внутри, хотя предусмотрены и внешние подвески для размещения дополнительной огневой мощи. Россия и Китай пока сохраняют большой флот самолетов четвертого поколения, поэтому пятое станет применяться, скорее всего, в миссиях, требующих минимальной заметности. Также и NGAD будет нести вооружение внутри; ожидается, что его грузоподъемность превысит возможности F-35 и F-22.
Су-57 «Преступник»
Уникальная компоновка внутреннего пространства позволяет размещать от четырех до шести ракет «воздух — воздух» среднего радиуса действия. Дополнительное вооружение располагается у основания крыльев, в треугольных отсеках, где могут находиться ракеты ближнего действия. Имеется шесть внешних точек подвески. На Су-57 устанавливается 30-миллиметровая автоматическая авиапушка — модернизированный вариант ГШ-30–1, стоящей на вооружении с начала 1980-х. Она способна делать до 1800 выстрелов в минуту и использовать бронебойные заряды, что делает ее особенно опасной на дистанциях до 800 м в воздушном бою и до 1800 м — при обстреле земли.
J-20 «Черный орел»
Основной грузоотсек J-20 может вместить целый набор бомб и ракет «земля — воздух», а для вооружения класса «воздух — воздух» предназначены два боковых. Это позволяет самолету вести сражение, не раскрывая створок основного отсека и не повышая своей радиозаметности. Однако для ближнего боя J-20 не предназначен: у него — единственного в пятом поколении — нет пушки. Всего можно загрузить до четырех ударных средств в главный грузоотсек, по одному — в боковые и еще четыре разместить снаружи, на внешних подвесках.
Скорее всего, NGAD изначально проектируется для работы в связке с беспилотниками, такими как разрабатываемый ВВС Skyborg или Loyal Wingman компании Boeing. Объединенные в сеть, они позволят расширить наблюдаемое пространство, опознавать и вести цели и послужат промежуточными узлами для обмена информацией. Ожидается, что благодаря мощной энергосистеме NGAD сумеет использовать «оружие направленной энергии» — лазерное. Оно, кстати, вполне может быть и неударным: с помощью лазеров легко создавать в воздухе ложные инфракрасные цели.
Маневренность
Акробатичный Су-57 создан для ближнего боя, а J-20 опирается на авионику и дальнее вооружение, держась на дистанции. В США стремятся скорее ко второму варианту, используя загоризонтные средства борьбы, хотя F-22 демонстрирует и хорошую маневренность. Вероятно, создатели NGAD не обойдут вниманием сражения в прямом контакте, но продолжат действовать в рамках традиционного для ВВС США подхода.
Су-57 «Преступник»
Су-57 — единственный на сегодня самолет стелс, использующий двигатели с полностью отклоняемым вектором тяги. Это позволяет контролировать направление тяги независимо от направления движения истребителя, совершать эффектные повороты на малых скоростях и ориентироваться под неожиданными углами для проведения атаки — например, удерживать нос в направлении цели и продолжать движение мимо нее.
J-20 «Черный орел»
Двигатели J-20 неспособны контролировать направление тяги, хотя китайские разработчики заявили, что в версии J-20B такая возможность появится. Некоторые эксперты полагают, что большая длина и не слишком удобная аэродинамика машины не позволят превратить ее в мощное оружие ближнего боя. Но, по словам китайских летчиков-испытателей, по маневренности самолет не уступает J-10 четвертого поколения. Авиационный аналитик Сун Вэньцун также считает, что акробатические способности J-20 сильно недооценены, — однако реальная ситуация остается неясной.
Как и Су-57, F-22 оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги, но более скромными по возможностям. Очевидно, в американских ВВС предпочитают машины, действующие издалека, но способные показать себя и в ближнем контакте. Однако на доступных изображениях концепты NGAD лишены вертикального хвостового оперения, которое сохраняется у F-22 и F-35: разработчики жертвуют маневренностью ради невидимости.
В целом
Су-57 и J-20 — первые и единственные для России и Китая самолеты тактической авиации, широко использующие технологии стелс. В силу этого они лишены специализации и ориентированы на выполнение широкого спектра миссий. NGAD демонстрирует противоположный тренд: он создается исключительно для воздушного боя и нейтрализации авиации противника. Соответственно, конструкция NGAD будет адаптирована под более узкий набор задач, тогда как его конкуренты стараются быть универсальными.
Су-57 «Преступник»
Будущие Су-57 получат двигатель второго этапа («изделие 30»), но пока в них используются не столь мощные турбореактивные АЛ-41Ф, позволяющие развивать более 2 Маха и набирать высоту до 20 км на скорости больше 350 м/с. В сочетании с отклоняемым вектором тяги это делает Су-57 скоростной и высокоманевренной машиной. Точные цифры не разглашаются, но считается, что Су-57 способен преодолевать на сверхзвуке 1500 км, а на дозвуке — вдвое больше. На самолете установлены лазерные системы для ослепления ИК-датчиков ракет, а надежное шасси позволяет обходиться неидеальной взлетно-посадочной полосой. Су-57 трудно назвать лучшим из самолетов пятого поколения, но он хорошо сбалансирован и опасен.
J-20 «Черный орел»
Китай отказался от российских двигателей АЛ-31Ф в пользу собственных турбовинтовых Shenyang WS-10, которые обещают некоторое увеличение тяги. Но и этот вариант рассматривается лишь как промежуточный перед будущими WS-15, которые разрабатываются с прицелом на малозаметность. По заявлениям китайских чиновников, WS-15 позволит J-20 тягаться даже с F-22. Пока же отсутствие авиапушки и низкая маневренность делают самолет менее подходящим для ближнего боя, чем Су-57. Правда, неясно, играет ли такой тип сражений большую роль в войнах XXI века и скажутся ли эти недостатки при реальном применении J-20.
ВВС США стремятся представить программу NGAD как принципиально новый подход к созданию истребителя. Для NGAD проектируется не просто платформа, а семейство систем — это может стать ключевым преимуществом: единое целое окажется больше суммы отдельных частей. Разработки найдут применение и в других пилотируемых и беспилотных аппаратах. Соперничать с NGAD пока смогут только 10-летней давности J-20 и создававшийся еще дольше Су-57. А значит, поставленная цель — получение превосходства в воздухе — вполне достижима.