Как биомаркеры какао-бобов помогут избавиться от детского труда
Два миллиона детей незаконно работают на плантациях какао в Африке. Производители шоколада долгое время не могли найти способ контролировать этот беспредел. Кажется, ученые предложили простую и дешевую модель.
Годовой оборот шоколадной промышленности в мире, по оценкам Candy Industry, превышает 80 миллиардов долларов. В последний год потребление шоколада стало снижаться, покупатели переходят на дешевые альтернативные сладости из сахара и муки, производителям приходится идти на все, чтобы сохранить рентабельность. Поэтому не все задумываются, что на фермах по выращиванию какао в Западной Африке работает около двух миллионов детей, а многие трудятся в рабских условиях. В 2010 году компании-гиганты пообещали переработать свои цепочки поставок какао и искоренить детский труд и вырубку лесов в Африке. Сделать этого не удалось, в регионах Кот д'ивуара и Ганы, где интенсивно выращивают какао, доля детей 5–17 лет, занятых в выращивании какао, увеличилась с 31% в 2008-м до 44% в 2019 году.
Компания Mars Wrigley Confectionery (производитель Snickers, M&Ms и других сладостей) в 2018 пообещала запустить новую стратегию развития, при которой будет уделяться большое внимание мелкому землевладению. Но такой большой компании для перехода к новой стратегии требуется 1 миллиард долларов и 10 лет. Из-за неустойчивой цены какао небольшим производителям приходится закупать бобы из обезлесенных регионов, где сами растения более низкого качества. А это бьет по добросовестным фермерам и их желанию совершенствовать управление земельными ресурсами.
Сама цепочка поставок какао очень сложная. Большая часть мирового урожая выращивается на небольших фермах в отдаленных районах Ганы и Кот-д'Ивуара в Западной Африке. Из этих частных хозяйств мелкие торговцы везут какао на крупные предприятия, которые потом переправляют его на международный рынок. В моменты этих перекупок и перевозок бобы мешаются между собой и становится сложно отличить, у какой конкретно фермы они были закуплены. Компании поняли — чтобы не спонсировать недобросовестных хозяйственников, стоит маркировать буквально каждое зерно. Но как?
Существует общественное движение Fairtrade («Справедливая торговля»), которое выступает за справедливые стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования. Оно обращает особое внимание на экспорт товаров из развивающихся стран в уже развитые, в частности маркирует и поощряет премиями добросовестных производителей какао. Однако Nestlé в прошлом году заявила, что прекращает десятилетнее партнерство по покупке какао, сертифицированного Fairtrade, для бренда KitKat, продажи которого составляют 40% общего объема продаж компании. От партнерства с Fairtrade отказались Cadbury Dairy Milk в пользу собственной схемы. Самосертификация становится трендом среди производителей.
Компании могут использовать биомаркеры для обеспечения постоянной идентификации шоколада. Это поможет сделать все цепочки производства в разы прозрачнее. На фермах Эквадора и Нидерландов было проведено исследование, благодаря которому ученые собрали и создали библиотеку биомаркеров на основе ДНК разных сортов какао. Биомаркеры буквально похожи на отпечатки пальцев человека, они помогают быстро опознать «те самые» бобы на всех этапах, даже взяв уже готовый батончик с прилавка. Биомаркеры в какао-бобах очень устойчивы и могут выдержать все промышленные процессы.
Каждый производитель, начиная сотрудничать с поставщиком, может создать свою базу данных, тем самым решив отчасти проблемы отрасли, связанные с детским трудом и экологическими преступлениями. Исследователи утверждают, что метод не стоит больших денежных вливаний, а недобросовестные поставщики не смогут подделывать штрих-коды и этикетки, обманывая импортеров.
По материалам the Conversation