Как безумный англичанин Фуллер строил пирамиды
Джеку Фуллеру по прозвищу «Безумный Джон» (1757−1834) принадлежали неплохие земельные угодья в районе деревни Брайтлинг (Восточный Суссекс, Англия), и он с огромным удовольствием строил на своей территории всё, чего желала его душа.
Сахарная голова
Самая известная байка о Фуллере звучит так. Однажды он поспорил с другом, что из его дома отлично виден шпиль церкви Святого Эгидия, стоящей в соседней деревне Дэллингтон. Основная часть церкви была построена в XVII веке, но башня осталась от более старого строения XV века. Спор произошёл достаточно далеко от дома Фуллера, в Лондоне, и друзья договорились проверить утверждение позже — противник обещал заехать в гости. Вот, собственно, предмет спора:
Вернувшись домой, Фуллер обнаружил, что ошибся — шпиль ни с какого ракурса из его дома виден не был. Тогда, не долго думая, он нанял рабочих и приказал построить шпиль в непосредственной близости от дома. Получилось здание под названием Sugar Loaf («Сахарная голова», если можно так сказать) — потому что по форме оно напоминало конусы, в которых продавался в те годы сахар.
Построен Sugar Loaf в 1820-е годы, а в качестве архитектора Фуллер нанял не кого-то, а сэра Роберта Смёрка, автора фасада Британского музея. Вплоть до 1930-х годов здание использовалось в качестве жилья разными людьми (при диаметре основания всего 4,57 метра!), внутри были деревянные помосты, образующие второй этаж. Потом «кулёк» забросили, а в 1961 году отреставрировали во имя привлечения туристов.
Но «Сахарная голова» была лишь одним из архитектурных безумств господина Фуллера.
Пирамида
Больше всего на свете Джек Фуллер хотел быть похороненным в пирамиде. Правда, средств на полноценную пирамиду при всём его достатке явно не хватало, поэтому в 1811 году, более чем за 20 лет до смерти, он приказал построить во дворе местной церкви Святого Фомы Кентерберийского мавзолей в форме пирамиды.
Вплоть до 1982 года местные рассказывали легенду, что Фуллер в соответствии с завещанием был похоронен внутри в сидячем положении, в полном облачении, за столом, на котором стояли вино и цыплёнок. Но в 1982 году в исследовательских целях мавзолей вскрыли — нет, внутри обнаружилась вполне обычная могила-саркофаг.
Интересно, что церковь первоначально не дала разрешения на строительство грандиозного прижизненного склепа среди скромных могил. Но Фуллер знал, чем подкупить — он пообещал (и выполнил обещание) построить вокруг кладбища хорошую стену. В стене он приказал сделать два входа — главные ворота с решёткой и маленькую дверцу с противоположной стороны, выходящей на его дом. Он хотел в любой момент приходить и гулять по кладбищу.
Башня
В конце 1820-х годов Фуллер возвёл в своих владениях ещё одно бесполезное сооружение — декоративную башню высотой 10,6 метров. Башня была круглой, с деревянными перекрытиями, и о ней ходило много легенд. В соответствии с самой популярной Фуллер строил башню для того, чтобы с неё наблюдать за строительством железной дороги. Проблема в том, что дорогу в эти места протянули в конце XIX века, через 60 лет после смерти Фуллера.
Так что никто не знает, зачем он её построил. Особого вида с неё нет, разве что на поля. Может, на них он и смотрел на старости лет.
Обелиск
В конце 1810-х годов Фуллер приказал возвести на холме 20-метровый обелиск. Просто обелиск — безо всяких надписей и пояснений. Обелиск возвели. Фуллер так никому и не сказал, зачем тот ему понадобился — иные говорили, что в память о Трафальгарской битве (в её честь в Англии множество обелисков), иные — что в честь победы над Наполеоном в 1815-м.
В 1985 года обелиск подновили и укрепили.
Ещё немного
А вот ещё одно произведение Фуллера — вдруг около леса торчит 3,6-метровая колонна, увенчанная пушками и якорями. Просто захотелось.
Ещё он построил на своей территории и более логичные вещи — летний домик (в 1803 году), обсерваторию (да, в Брайтлинге есть обсерватория, окончена в 1818 году, работы Роберта Смёрка), парковую беседку-ротонду (тоже работы Роберта Смёрка).
Напоследок о Фуллере
При всей своей эксцентричности Фуллер был довольно известным политическим деятелем. С 1780 по 1784 и потом с 1801 по 1812 год он был членом Британского Парламента от Саутгемптона и от Суссекса. Также он был крупным меценатом — на его средства жил и работал знаменитый физик Майкл Фарадей, например. Он выделил гигантские деньги Королевскому институту Лондона, оборудовал Истборнские пляжи (очень популярные в Англии) спасательными лодками, построил несколько маяков, а также купил известный замок Бодиам, чтобы спасти его от разрушения.
А в Брайтлинг теперь ездят туристы понемножку — бывшие владения Джона Фуллера стали историческим парком с оригинальной историей.
Тим Скоренко, nostradamvs.livejournal.com