Как беспилотник Bayraktar стал самым известным в мире. Разбор (полётов)

Кажется, в этом году каждый хоть раз слышал или читал о турецком беспилотнике с непривычным названием «Байрактар». На текущий момент ему удалось подвинуть в информационном поле и американские MQ-1 Predator и RQ-4 Global Hawk, российские «Орион» и С-70 «Охотник».

Попробуем разобраться, что на самом деле представляет собой турецкий «Знаменосец» (Bayraktar на турецком), в чём его секреты и как ему удалось обойти куда более продвинутые аналоги.

Немного про «турецкого Илона Маска»

Разработкой и производством беспилотников Bayraktar TB2 занимается Сельчук Байрактар (кажется, уже понятно, откуда название дрона?) — один из самых молодых авиагиков в современной истории.

Сегодня ему всего 44 года (впрочем, по собственным словам, он самый старый инженер в компании), что для главного конструктора совсем немного. А уж если учесть, что официально разработкой дрона он занимался самостоятельно — можно считать, что равных Байрактару сегодня действительно нет. Речь о человеке, конечно.

Соответствующий образ активно поддерживается в социальных сетях. В одном только Твиттере, в котором рассказывает о турецкой истории и новинках авиационной промышленности, автор имеет больше 2 миллионов подписчиков.

Недаром международная пресса называет его «Илоном Маском» от авиации. Факт: он живёт с семьей на территории собственного технологического комплекса.

В свободное время Сельчук является супругом дочери президента Турции. Но это якобы лишь подспорье для талантливого инженера, который нашел золотую середину беспилотной авиации, сочетая несочетаемое.

Какие характеристики у двигателя Bayraktar

Прямых аналогов Bayraktar TB2 на рынке очень много. Используется известная двухбалочная схема конструкции с толкающим винтом, часто встречающаяся на медленных высоколетящих разведовательных дронах.

Характеристики турецкого беспилотника не впечатляют:

▪ длина 6,5 метров
▪ размах крыла 12 метров
▪ масса 650 килограмм
▪ максимальная высота полета 8 километров
▪ запас топлива 300 литров (достаточно на 27 часов полета)

Корпус изготовлен из композитных материалов, снижающих радиолокационную заметность аппарата. Заодно и позволяет улучшить аэродинамику без больших затрат. Планер Bayraktar выглядит вполне продвинутым с точки зрения авиационных наук.

Двухбалочная схема с толкающим винтом повышает дальность аппарата, снижая его скорость (всего 130 километров/час) и удобство эксплуатации. Поэтому для боевых задач создаются совсем другие дроны с куда большей полезной нагрузкой и скоростью.

Дальность полета TB2 тоже не впечатляет: радиус действия комплекса составляет всего 150 километров от станции управления.


Система наведения на поверку оказывается наземной, но работает успешно

Неудивительно, что боевая нагрузка аппарата невелика. Еласс не позволяет использовать крупногабаритные авиационные боеприпасы. TB2 слишком мал для них со своей полезной нагрузкой в 150 килограмм, из которых 55 «съедает» стандартный модуль целеуказания (вместо него может использоваться радар с активной фазированной решеткой, что уникально для этого класса дронов), а ещё около 20 кг забирают модульные электронно-оптическая и инфракрасная камеры.

Обычно этого хватает на 1 ракету или разведывательные системы. Но в Турции посчитали иначе и оказались правы.

Чем вооружён «Байрактар»

Ввиду низкой полезной нагрузки Bayraktar TB2 и отсутствия собственной авиационной промышленности (читай — нет авиационных боеприпасов, которыми завалены склады России и США), инженеры из Турции разработали собственный комплекс, включающий:

▪ противотанковая ракета UMTAS весом 37,5 кг
▪ корректируемая планирующая авиабомба Bozok весом 16 кг

▪ корректируемая планирующая авиабомба MAM-C (с осколочно-фугасной либо бронебойно-зажигательной боевой частью) весом 6,5 кг
▪ корректируемая планирующая авиабомба MAM-L (с осколочно-фугасной, бронебойной либо термобарической боевой частью) весом 22 кг

В каждый вылет дрон берет 2–4 боеприпаса под крыло. Это значительное отличие от всех прочих беспилотных систем, разработчики которых предпочитают использовать стандартные варианты большего калибра.

Самым ярким примером может стать российский С-70 «Охотник». Так же, как американский Predator. Обе машины способны нести противотанковые ракеты, авиационные бомбы стандартных калибров (нагрузка C-70 составляет, по разным данным, от 2 до 8 тонн!) и летают очень высоко, хотя могут и использовать рельеф для обхода зенитных комплексов.

Задачи же одноклассников «Байрактара» — IAI Heron из Израиля, «Ястреба» из Белоруссии, «Форпост» из России, RQ-7 Shadow из США, — чаще всего сводятся к тактической разведке, непосредственной поддержке войск для целеуказания. Их полезная нагрузка заметно ниже.


Российский «Охотник» на фоне Bayraktar — как стратегический бомбардировщик рядом с «кукурузником»

Так в чем же техническое преимущество «Байрактара»? Он малозаметный, медленный. Поэтому ПВО сложно реагировать на эту цель. Кроме того, инженеры оснастили его комплексом радиоподавления, который активно мешает наведению наземных систем на малых дистанциях до километра.

Но и это не самое ключевое преимущество.

Главное преимущество Bayraktar

Самая важная причина успеха турецкого беспилотника — цена. Одна из сделок, совершенная в 2019 году, указывает, что покупатель приобрел шесть TB2 на 69 млн долларов. Сопоставимое число ударных дронов Reaper американского производства обошлось бы в шесть раз больше.

В цену входит не только поставка собственно летательного аппарата, но и целый комплекс по обслуживанию, начиная от трехмесячного обучения внешних пилотов, заканчивая полноценным сервисным обслуживанием и поставкой запасных частей.

Управление простейшее: достаточную эффективность показывают даже обучающиеся на «удовлетворительно». Судя по отзывам, даже «подростки и старшее поколение» не увидит проблем в эксплуатации Bayraktar.

Кстати о запасных частях: в отличие от других боевых дронов, использующих авиационные стандарты разработки и изготовления, Bayraktar собирается «из того, что было». То есть там, где американцы ставят специально разработанный узел высокой надежности, а россияне ведут многолетние испытания — турки используют стандартные агрегаты из других отраслей.

Их надежность низкая, но TB2 летает невысоко, недалеко и медленно, поэтому причин беспокоиться нет. А вот цена эксплуатации (и, особенно, ремонта) снижается кратно. Как и стоимость исходного аппарата.


Турецкий эрзац-авианосец для Bayraktar

Не стоит забывать, что для каждого дрона турецкий производитель предоставляет «аэродромный комплекс» для обслуживания и запуска. При необходимости — и платформу, позволяющую летательному аппарату стартовать с малых площадок (например, прямо из кузова грузовика). Скоро появится вариант для запуска с кораблей, способные к устойчивому поведению на качающихся платформах.

Благодаря непрерывным поставкам и низкой цене Bayraktar смог завоевать рынок развивающихся стран. Сегодня их поставляют (или поставляли) в Украину, Азербайджан (именно в Нагорном Карабахе состоялось настоящее боевое крещение «Знаменосцев», выявившее их сильные стороны), Нигерию, Эфиопию, Катар, Ливию, Марокко и Польшу.


Такая страшная видеоигра

Свободная продажа выгодно отличает продукцию из Турции. Россия и США не продают боевые дроны в третьи страны. Исключением становятся ближайшие союзники. Причем это касается как разведывательных аппаратов этих стран, подобных Bayraktar TB2, так и более скоростных, тяжелых для прямого нанесения ударов по земле.

На международном рынке также активно представлены только беспилотники Aeronautics Defense Systems из Израиля. Их стоимость значительно выше, чем предлагает ближневосточный сосед. Плюс, они продают аппараты избирательно, избегая регионов прямых конфликтов.

Боевая эффективность оказалась выше ожидаемой


Испытания варианта Bayraktar морского базирования

Сама Турция так же активно использует TB2 на фронтах Сирии, Ирака, а так же во внутренних конфликтах, проводя с помощью дронов полицейские операции. Аппарат летает тихо, низко, умеет обходить рельеф — идеальное оружие локальных конфликтов, где не требуется большая дальность и высота полета.

Оператор может находится в соседнем доме, сам дрон перевозиться в кузове грузовика и стартовать с короткой полосы в полуавтоматическом или автоматическом режиме без участия человека, что позволяет управлять несколькими аппаратами одновременно. Этому особенно помогает то, что навигация «Знаменосца» не использует сбоящий GPS и отлично ориентируется на местности.

В итоге практика конфликтов показывает, что TB2 чаще опознают по звуку. А малый калибр боеприпаса при точной наводке не имеет никакого значения — его хватит для поражения одиночной цели.

Bayraktar бьет почти впритык к цели, шумит очень слабо. Неожиданно и крайне неприятно, практически без возможности ответить. Противовоздушная оборона часто не успевает произвести наводку на цель, особенно если налет сопровождается малогабаритными гражданскими дронами.


Reaper точнее, но больше и дороже. И его продают только ближайшим друзьям

Это позволило стать Bayraktar TB2 самым эффективным дроном за всю историю: сначала Карабах, потом Сирия, подавление мятежа в Турции, Ирак и Украина. Никто никогда не предполагал, что подобные аппараты будут использовать именно так. История с войной в Анголе повторилась снова: переоборудованный легкий летательный аппарат стал «королем», поскольку избегает традиционных средств поражения.

Как долго будет продолжаться победоносное шествие «Байрактаров», неизвестно. Уже сейчас против них активно используют зенитно-ракетные комплексы «Тор», показывающие почти 100% эффективность.

У турецких разработчиков есть обновленный двигатель и возможность установки любых компактных радиоэлектронных систем, значительно повышающих живучесть. И, конечно, цена, за счет которой противоборствующие стороны могут закупать и одновременно запускать рой «Знаменосцев» для прорыва даже продвинутой обороны.

Даже если их собьют, цена потерь несовместима: практически любая бронированная военная машина дороже турецкого беспилотника. По крайней мере до тех пор, пока активно исследующие боевое применение этих дронов американские и российские разработчики не представят аналоги.

Но на это нужно время. А пока Bayraktar TB2 остается самым обсуждаемым летательным аппаратом в мире, пусть его разработка, постройка и эксплуатация идут совсем не по канону.

©  iphones.ru