Как Apple стерла Microsoft в порошок

Как Apple стерла Microsoft в порошок 12:00, 4.02.2015 | Разное | автор: Роман Юрьев 01-How-Apple-left-Microsoft-for-dust

В 1999 году акции компании Microsoft продавались по рекордно высокой цене, а ее рыночная капитализация составляла почти $620 млрд. На тот момент идея, что Apple Computers когда-либо станет сильней Microsoft, развернет более масштабные операции, казалась просто смешной. Ведь тогда Apple балансировала на грани банкротства, а Microsoft доминировала в сфере ПК, которая в те времена считалась центром технологической вселенной. Не удивительно, что правительство молчаливо поддержало статус неофициальной монополии рэдмондской компании в данной области.

На прошлой неделе и Microsoft, и Apple опубликовали свои отчеты о прибылях. То, что некогда казалось утопией, теперь стало реальностью. Рыночная капитализация Apple составила $683 млрд, это почти вдвое больше, чем текущая рыночная капитализация Microsoft в $338 млрд.

Во время телефонной конференции по объемам валовой выручки Apple Тим Кук назвал истекший квартал «историческим» и «потрясающим». По его словам, компания продавала по 34 тыс. iPhone 6 каждый час в течение всего квартала. Так что объемы продаж в принципе довольно сложно осознать.

02-How-Apple-left-Microsoft-for-dust

За первый квартал нового финансового года, закончившийся в декабре, Apple получила прибыль в $18 млрд. Это больше, чем когда-либо получала любая другая компания за всю историю, при общей выручке в $75 млрд. Поток свободных денежных средств Apple в этом единственном квартале составил $30 млрд, что вдвое больше, чем за целый год заработала IBM, еще одна некогда крайне успешная технологическая компания. Об этом поведал старший аналитик из Bernstein Тони Сакконаги. Акции Apple выросли в цене более чем на 5%, даже несмотря на то, что на рынке в целом наблюдается спад финансовой активности.

К слову, гораздо более сдержанный в своих комментариях Сатья Наделла, генеральный директор Microsoft, который сейчас пытается реформировать компанию и уменьшить ее зависимость от платформы Windows, прямо сообщил о трудностях внутри рэдмондской корпорации. Ее выручка едва ли составляют треть от выручки Apple, а производственная прибыль в $7,8 млрд едва ли дотягивает до четвертой части производственных прибылей Apple. Цена на акции Microsoft упала на 9%, и инвесторы обеспокоены тем, что компания работает на быстро теряющий актуальность рынок компьютерного ПО.

03-How-Apple-left-Microsoft-for-dust

Apple «не должна была победить» IT-журналист Марк Стефенс, пишущий под псевдонимом «Роберт Экс Крингли», рассказал о своем интервью с Биллом Гейтсом, проведенным в 1998-м для Vanity Fair. По его словам, тогда Гейтс не мог себе даже представить ситуацию, в которой Apple бы стала более масштабной и прибыльной, чем Microsoft. «Он знает, что не может победить», — сказал тогда глава Microsoft о Стиве Джобсе.

05-How-Apple-left-Microsoft-for-dust

Но менее чем через двадцать лет Apple таки победила. И из этой победы стоит извлечь важные уроки — в том числе и самой компании из Купертино, если в будущем она хочет избежать судьбы Microsoft. Ведь, по сути, сегодня Apple так же зависит от одной единственной линейки продуктов — iPhone — как Microsoft во времена своей пиковой популярности зависела от Windows. (Только от продаж iPhone производитель получает 69% всех своих прибылей.)

04-How-Apple-left-Microsoft-for-dust

Любой успешной компании нужна концепция, и у обоих гигантов она есть, что ни говори. Но в случае Apple ее видение будущего оказалось более радикальным и дальновидным. Да, в Microsoft предсказали появление компьютера на каждом личном рабочем столе. И в те дни, когда продукты IBM занимали целые комнаты, такое видение будущего казалось крайне радикальным. Но Apple шагнула дальше: в ее видении компьютер должен был появиться в кармане у каждого пользователя. Этот компьютер будто бы случайно оказался по совместительству и телефоном, а ведь телефоны используются повсеместно, всеми и во всем мире. То есть, в итоге Apple по-своему перекроила два огромных рынка.

Apple оказалась очень дальновидной, создавая и расширяя новые категории потребительской электроники. Уникальные, революционные инновации действительно очень трудно реализовать. А провести подобный трюк несколько раз, с разными продуктами, как это сделала Apple, еще труднее. Это как с анимацией Pixar: студия выпускает один хит за другим. Перед Apple нужно снять шляпу.Тони Сакконаги, старший аналитики Bernstein

Стив Джобс был прав Стив верил, что мир становится более мобильным, и он оказался прав. Еще он верил, что внешний вид устройств имеет значение. Его очень впечатлял красивый дизайн. Функциональные предметы должны еще и вызывать желание заполучить их.Уолтер Айзексон, автор биографии Стива Джобса

Как и многие другие успешные компании, Microsoft заботилась о своем доминировании на рынке. Но при этом ее руководство не рисковало и упускало возможности внедрения действительно революционных инноваций.

Бесспорно, что Microsoft была и остается очень успешной. Но она слишком много сил потратила на защиту франшизы Windows, не замечая, что в других сферах она упускает свои возможности. Мне кажется, даже в Microsoft согласятся, что ее команда годами слишком ревностно оберегала Windows, однако в ущерб самой себе.Роберт Чихра, старший исполнительный директор и технологический аналитик в Evercore

Стив будто бы внедрил в ДНК Apple веру в то, что нельзя бояться ликвидировать собственные неудачные продукты в пользу новых проектов. Когда еще iPod приносил огромные прибыли, Стив уже говорил о перспективе того, что вскоре пользователи смогут слушать музыку на их телефонах. Так и нужно рассматривать свои продукты. Сейчас iPhone с большим дисплеем угрожает продажам iPad, но выпуск больших смартфонов оказался верным решением.Уолтер Айзексон, автор биографии Стива Джобса

С этим соглашается и мистер Чихра.

Компания Apple не побоялась пожертвовать своим бизнесом по продаже iPod. И она пришла к большему успеху, продав 74,5 млн своих iPhone, чем если бы поставила на рынок столько же iPod. Да и такого не могло бы произойти, поскольку на данный момент кто-то другой бы уже обошел ее на рынке плееров.Роберт Чихра

Microsoft плетется в хвосте У Microsoft было немало попыток провести диверсификацию производства, и компания продолжает их предпринимать под руководством Наделлы. Однако она все же остается на втором плане, следует уже намеченному курсу, тогда как Apple предстает в роли настоящего законодателя тенденций, и старается полностью перестроить индустрию. В этом уверен Тони Сакконаги.

06-How-Apple-left-Microsoft-for-dust

Купив не так давно мобильное подразделение Nokia, Microsoft выпустила собственный Windows-смартфон, с некоторым опозданием. Его предназначением было составить конкуренцию iPhone. В то время как, в целом, гаджет был принят критиками, многие высказали сомнение по поводу того, что пользователям нужна еще одна альтернативная мобильная платформа кроме Android и iOS. Этого мнения придерживается и Роберт Чихра. И без того крошечная доля рынка Microsoft в сфере смартфонов уменьшается, несмотря ни на что.

Еще один аргумент в пользу Apple — это ее политика организации производства с концентрацией в своих руках всех аспектов разработки продуктов, от дизайна внешнего вида до разработки комплектующих. В этом плане Microsoft всегда придерживалась прямо противоположной тактики: на себя компания из Рэдмонда брала лишь обеспечение программной составляющей, в то время как процессорами занималась Intel, а сами компьютеры, точнее, их аппаратную часть, выпускали многие и многие производители-лицензиаты Windows. Стратегия Apple оказалась более выигрышной.

Долгое время казалось, что у Microsoft модель ведения бизнеса гораздо лучше. Но в итоге ее продукты были лишены какой-то особой красоты и эстетичности. Стив же был уверен, что в дизайне нужно контролировать каждый процесс, каждый шаг — до самого конца. И это не потому, что он был помешанным на контроле, а потому что он был перфекционистом.Уолтер Айзексон

Компания Apple помогла нам понять, что покупатель может интересоваться именно гаджетом, а не платформой. С распространением ПК все производители отказались от такой модели бизнеса, но только не Apple. Главное — реализовать эту модель правильно, в таком случае выгода будет колоссальной. Ведь если вас интересует платформа Android, можно купить любой из представленных на рынке смартфонов. Но если вам нужен именно iPhone, тогда обращаться надо исключительно в Apple. При правильном воплощении данной модели у производителя появляется способность влиять на ценообразование. Тогда и прибыльность становится невероятной.Роберт Чихра

С этим мнением нельзя поспорить, стоит лишь взглянуть на прибыльность Apple в первом квартале нового финансового года. Маржа прибыли, которую огласила Apple, составляет сейчас около 40%.

Важно помнить еще и о правильном управлении компанией. Что бы ни говорили, но решение назначить генеральным директором Тима Кука в 2011 году, незадолго до кончины Стива, оказалось очень правильным. Никто не спорит, что Стив Балмер, наместник Билла Гейтса в Microsoft, или ее текущий глава мистер Наделла проделывают прекрасную работу. До недавнего падения цен на акции разработчика Windows эти самые цены находились на рекордно высокой отметке. Но и господин Гейтс пока здравствует и активно участвует в работе компании.

Мистер Джобс говорил мне, что Тим Кук окажется очень талантливым лидером. Он знал, что Тим не станет просыпаться каждое утро с мыслью о том, как бы в той или иной ситуации поступил сам Стив Джобс. Стив бы никогда не пошел на производство iPhone с большим дисплеем. Он просто не верил в успех таких гаджетов. Но Тим все же поступил по-своему и не ошибся.Уолтер Айзексон

07-How-Apple-left-Microsoft-for-dust

Apple — узница своего успеха? Некоторые инвесторы переживают, что Apple рискует стать узницей собственного успеха. Уже не раз отмечали, и Тони Сакконаги подтвердил, что 69% прибылей компании и 100% роста выручки обеспечивают именно продажи iPhone, по данным за обсуждаемый квартал. Это делает производителя крайне зависимым от одной единственной линейки продуктов.

Всегда есть риск смены концепции. Никто не знает, как изменится рынок в будущем, но сейчас Apple живет лишь производством iPhone. Это отличный проект, и его поддерживают до тех пор, пока он не перестанет быть таковым.Тони Сакконаги

Также Apple вот-вот столкнется с проблемой больших цифр. Так считает мистер Чихра. При рыночной капитализации в $700 млрд инвесторы начинают испытывать легкий дискомфорт и ожидать подвоха. Возникает естественный вопрос: «Может ли компания развиваться дальше? Как такое вообще возможно?» На текущий момент Apple и так является крупнейшей в мире корпорацией, с очень значительным отрывом от конкурентов.

При этом господин Чихра все же полагает, что акции Apple — хорошее приобретение.

Их оценочная стоимость еще невысока. Она примерно в 13 раз меньше выручки за будущий год и в 10 раз меньше движения денежных масс, и тот и другой показатель — ниже среднего на рынке. Это очень низкие показатели. Судя по балансовому отчету, у компании есть $140 млрд наличных средств, и она генерирует по $60 млрд наличными каждый год. Эти цифры как раз громадные, их трудно осознать в принципе.Роберт Чихра, старший исполнительный директор и технологический аналитик в Evercore

По мнению аналитика, Microsoft уже и так доминирует в сферах, где ведет свой основной бизнес. Это значит, что у создателя Windows остается немного места для роста. Тогда как доля рынка Apple пока не так уж велика, какой бы сегмент рынка потребительской электроники мы не взяли к рассмотрению, даже в сфере смартфонов. Стратегия компании из Купертино заключается в том, чтобы заполучить небольшую долю мас сивного рынка. Ее уникальная модель ведения бизнеса оставляет ей достаточно места для роста и развития.

Сможет ли Apple в дальнейшем существовать согласно принципам, заложенным еще Стивом Джобсом? Ведь бытует мнение, что сейчас компания занимает такое же положение в сфере потребительской электроники, какое в свое время занимала Microsoft. Роберт Чихра отмечает, что пожертвовать нишами вроде iPod или даже Mac ради дальнейшего развития линейки iPhone — это одно. Но что придет на смену самому iPhone? Сейчас очень сложно представить себе альтернативный продукт, который на пустом месте мог бы принести Apple прибыль в $140 млрд. [The Age]

Материалы по теме:

iPad так и остался игрой Apple в одни ворота 15-летняя история доминирования Apple на CES и в индустрии Apple против Intel. Большая битва за место под солнцем в бизнесе мобильных процессоров    Ещё интересное: Почему Apple и Microsoft возглавят формирующийся рынок носимых смарт-устройствКомпании вроде Microsoft, Apple, Samsung, Fitbit, Jawbone и в несколько… Microsoft и Apple отказались от патентного троллинга Android. Конец бессмысленной войнеПохоже на то, что патентные войны в самом скором времени… Microsoft просит Apple выпустить iTunes для Windows 8Windows 8 тяжело воспринимать однозначно, когда она сама по себе… Роман Юрьев, 12:00   @bigbeastus bigbeastus (at)me.comПрокомментируй   

Apple, iPhone, Microsoft, аналитика, бизнес, конкуренты, статистика

©  iphones.ru