Как я продвигал свой бренд с ограниченным бюджетом
В конце 2011-го года, когда я сшил свою первую партию курток, вопрос рекламы для меня был ясен и понятен. Я сделал интернет-магазин, размещал объявления в Яндекс Директе и так продавал свои куртки. Эта схема в то время работала неплохо, конкуренция в Директе была еще не слишком большой. Я шил качественные куртки для повседневной носки, у нас был хороший спрос и постоянные покупатели, но я хотел большего. В это время у меня уже была зарегистрированная торговая марка, и я думал над тем, чтобы не просто шить и продавать куртки, а сделать свой бренд верхней одежды.
Для того, чтобы сделать бренд, быть узнаваемым для широкого круга покупателей, нужны были большие деньги, а у меня их не было. Поэтому я пошел по другому пути. Я решил делать куртки для узкой аудитории, где проще стать узнаваемым. В соцсетях я познакомился с блогерами-путешественниками, которые работали с известными изданиями и уже рекламировали гаджеты и экипировку. У каждого из них было много подписчиков, которые следили за их путешествиями и читали их блоги. Я договорился с блогерами, что предоставляю им свои куртки, а взамен получаю отзывы, конструктивные советы по моим изделиям и фото в моих куртках. Так читатели блогов стали и моими потенциальными и реальными покупателями.
На удивление все, с кем я начал сотрудничать, с большим пониманием относились к молодому бренду и не требовали ничего взамен, кроме непосредственно самих курток. Первые куртки для путешественников мы сделали всего за месяц, от проекта до готовых изделий. Те куртки, которые мы шили до этого, были больше городскими и не подходили для долгой носки при низкой температуре. После первой же экспедиции мы получили положительные отзывы о куртках, пожелания по доработкам и классные фотографии, которые очень помогли потом в продвижении нашего бренда. Понемногу, наши куртки стали узнаваемы среди путешественников, наш инстаграм и группы в соцсетях наполнялись фотографиями суровых путешественников в наших куртках, в самых суровых местах России и за рубежом. Сейчас наши покупатели тоже делятся своими фотографиями.
Благодаря постам в блогах, через какое-то время к нам обратились организаторы гонок на собачьих упряжках и предложили стать спонсором призов. Таким образом, нам удалось открыть для себя еще одну целевую аудиторию, в которой наш бренд стал достаточно узнаваемым и, что немаловажно, уважаемым. Почти на всех прошедших в прошлом сезоне гонках часть организаторов и некоторые гонщики были в наших куртках, в них даже становились чемпионами — победителями соревнований!
Нас порекомендовали для экспедиции Федора Конюхова и Виктора Симонова. Знаменитые путешественники проехали 700 км. на собачьих упряжках в наших куртках. Мы получили хорошие отзывы о куртках после этой экспедиции, но и, конечно, такая экспедиция, освещаемая СМИ и заинтересовавшая тысячи людей, добавила бренду узнаваемости и авторитета. Затем, так же по рекомендации, мы шили куртки для экспедиции заводской команды Автоваза.
Благодаря сотрудничеству с путешественниками и организаторами гонок на собачьих упряжках, у бренда сформировался имидж профессиональной, надежной и качественной одежды. Это прекрасный фундамент для того, чтобы начать рассказывать о себе широкому кругу потенциальных покупателей. Нам очень помогло сотрудничество на начальном этапе с блогерами и путешественниками.
Из блогов о нас узнавали СМИ. Федеральные газеты, радио и ТВ делали о нас материалы и брали у меня интервью (можно найти по запросу northwestfur — наше старое название). Так, без пиарщика и без дорогостоящих услуг пиар агентств, мы смогли донести информацию о себе через СМИ обычным покупателям. Эффект от публикаций был заметный, и предложения рассказать о нашей продукции поступают от разных СМИ до сих пор. Но и самый эффективный способ рекламы — сарафанное радио, тоже дает о себе знать. У нас много продаж, сделанных по рекомендациям людей, уже купивших наши куртки.
Когда я сейчас анализирую все, что было сделано, я понимаю, что решение продвигать свой бренд так, как я это делал, было верным. На самом деле, это не сложно сделать любой компании, даже начинающей, как это было в моем случае. Я бы даже настойчиво рекомендовал в самом начале заниматься своим продвижением самим. Никакое рекламное или пиар агентство не смогло бы сделать то, что я сделал сам в продвижении своего бренда, особенно учитывая незначительные затраты на это.
Все, что вам потребуется для начала, это в первую очередь интересный продукт или услуга и умение самому интересно о них рассказать. Как я понял из общения со СМИ, им интересны люди, которые умеют увлекательно, понятно и просто рассказать о своем деле. Скучные и серьезные презентации с цифрами, за редким исключением, интересны только инвесторам.
Другой момент, не надо стесняться обращаться к людям за помощью в продвижении вашего продукта. Большинство путешественников очень серьезно относятся к своей экипировке, всегда готовы попробовать что-то новое и с удовольствием поделятся с вами своим опытом и своими пожеланиями.
Важно также всегда быть на связи, например, в соцсетях, чтобы оперативно откликаться на проявленный интерес к своей продукции. После появления наших курток в блогах и СМИ естественно появились вопросы, что это за куртка и где ее купить. Личное общение с потенциальными покупателями сейчас, в век соцсетей, очень важная вещь, которой нельзя пренебрегать.
Хорошо, когда сам основатель или представитель бренда не скрывается от людей, а открыто, от своего имени, общается и рассказывает в соцсетях о компании и продукции. Я заметил, что людям намного интереснее общаться на моей личной странице о наших куртках, чем на официальных страницах в соцсетях. Когда есть возможность лично пообщаться или задать вопрос о продукции непосредственно руководителю или представителю компании, это большой плюс в продвижении бренда.
Надо всегда искать возможности рассказать о себе, при этом следить за тем, чтобы это не было навязчивым, не превращалось в спам. Важно говорить всегда только правду. Я не раз получал сообщения от своих подписчиков о том, что им импонирует, что я рассказываю не только о своих успехах, но и о трудностях, и о том, как я с ними справляюсь. Когда я давал блогерам и путешественникам свои куртки, у нас была договоренность, что они пишут только правду о куртках. Люди нормально воспринимают то, что у продукта могут быть недостатки и, если они не так значительны на фоне плюсов, они никак не повлияют в худшую сторону на имидж бренда. Наоборот, дадут понять покупателю, что тут их не обманут, а в наше время это дорого стоит и очень важно для покупателей.
Еще один важный момент. Всегда надо быть готовым к тому, что после появления информации о бренде в блогах и СМИ, могут появляться негативные комментарии. Если это не отзывы реальных покупателей, с которыми надо обязательно работать, надо научиться не принимать их близко к сердцу. Обидно, когда люди пишут о вас что-то плохое, не видя вашей продукции, но к сожалению, это издержки популярности и с этим надо просто смириться. Хорошо научиться распознавать, когда надо отвечать на такие комментарии, делать это надо дружелюбно, а когда просто игнорировать.
Итак, в моем случае опыт продвижения бренда без огромных бюджетов в целом оказался успешным. Если не лениться и искать возможности донести информацию о своем бренде и продукте, рано или поздно вы получите результат. Возможно это будет не так быстро, как бы вам хотелось, но учитывая затраты и эффект от такого продвижения, оно того стоит!
© vc.ru