Последние наблюдения JWST и наземных телескопов подтвердили наличие тяжёлых элементов в выбросах материала гамма-вспышки GRB 230307A.

GRB 230307A, классифицированная как килоновая, считается второй самой яркой гамма-вспышкой. Одним из примечательных последствий килоновых считается генерация тяжёлых элементов, таких как теллур, который классифицируется в периодической таблице как металлоид. Также учёные предполагают, что йод, необходимый для жизни на Земле, может порождаться гамма-вспышками килоновой, поскольку оба элемента находятся рядом друг с другом в периодической таблице элементов.

JWST помог обнаружить присутствие теллура и йода в результате гамма-вспышки GRB 230307AИзображение, полученное камерой ближнего инфракрасного диапазона JWST (NIRCam), показывает килоновую GRB 230307A и её бывшую родную галактику. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, A. Levan (IMAPP, Warw),   A. Pagan (STScI)

Теллур — крайне редкий элемент на Земле, ещё более редкий, чем платина, и применяется в различных металлических сплавах, в полупроводниках, нефтепереработке и при производстве солнечных батарей. Несмотря на редкость на Земле, теллур был обнаружен в планетарных туманностях и древних звёздах. Недавние наблюдения также показали наличие в этих космических объектах йода.

Вспышка GRB 230307A, длительностью 200 секунд, была приблизительно в 1000 раз ярче, чем традиционные гамма-вспышки, и является второй самой яркой когда-либо обнаруженной гамма-вспышкой. Она была обнаружена в марте 2023 года космическим телескопом FERMI NASA, а последующие наблюдения проводились с помощью инфракрасного и спектроскопического инструментов JWST через 29 и 61 день после вспышки.

Килоновые — результат слияния двух нейтронных звёзд и предполагается, что они порождают редкие элементы, которые значительно тяжелее железа. Самая яркая килоновая была обнаружена в 2022 году и названа BOAT (Brightest of all time, самая яркая всех времён). Наблюдения гамма-вспышек проводятся уже более 50 лет, первая была зарегистрирована 2 июля 1967 года, а подтверждение этого события пришло в 1969 году. Гамма-вспышки классифицируются на короткие и длинные, короткие продолжаются менее двух секунд, а длинные — несколько минут.

Учёные надеются, что с применением JWST и наземных обсерваторий будет возможность обнаружить и изучить ещё больше килоновых и расширить понимание синтеза тяжёлых элементов во Вселенной.