Изменения на российском рынке электронной торговли после прихода Aliexpress

cover.jpg

Директор по развитию агрегатора служб доставки Shiptor Андрей Лямин о мрачных перспективах отечественного ритейла.

История про запуск «доставки на следующий день» от Aliexpress пошумела перед майскими праздниками и, казалось, быстро затихла. Хотя её последствия начнут ощущаться позже. В ближайшее время китайская логистическая дочка Aliexpress — проект Cainiao — будет всё увереннее укрепляться на российском рынке.

Уже сейчас Aliexpress строит складские помещения в России для огромных объемов импорта. Доставка за один день от Aliexpress может кардинально поменять российский рынок электронной торговли.

Что будет с небольшими магазинами

У маленьких магазинов появится альтернативный вариант развития. Спасение в том, что небольшие российские продавцы и ИП смогут сами присоединиться к маркетплейсу Aliexpress и стать одним из магазинов на этой площадке.

Что наши магазины могут продавать на Aliexpress россиянам? Всю ту же электронику, тот же самый китайский ассортимент. Задачи интернет-магазина будут в том, чтобы закупить товар оптом — условную партию мелкой электроники — растаможить его, привезти в Россию и положить на местный склад.

В итоге цена товара на складе в России будет чуть выше, чем при доставке из Китая, но сроки доставки позволят установить сверхпродажи.

За рубежом, в частности, в США это довольно популярная модель, когда у продавца нет своего магазина и нет задачи создавать, поддерживать и развивать собственную площадку. Магазин практически не тратит деньги на маркетинг, а создает инфраструктуру для торговли, аутсорсный склад для фулфилмента, кидает туда товары и начинает развиваться внутри маркетплейса.

А что будет с крупными магазинами

Если у небольших игроков есть способ присоединиться к «неминуемому злу» в виде Aliexpress, то средним и крупным магазинам будет хуже. На этом рынке идёт масштабная консолидация, покупки-продажи компаний и превращения в такие же маркетплейсы.

Мы видим сейчас, как в маркетплейс превратились и Lamoda, и Wildberries. Магазины, недавно торговавшие только одеждой, сейчас продают всё подряд, вплоть до кардинально новой номенклатуры. Эти изменения делаются в спешке: личные кабинеты проработаны плохо, внутренний рабочий процесс — кустарный, но все спешат сменить формат.

Весь «крупняк» в онлайн-ритейле сейчас хочет превратиться в маркетплейс для небольших магазинов. Соответственно, больших игроков будет всё меньше, а маленьких будет гораздо больше —, но только в формате «одни из многих» на маркетплейсе Aliexpress.

Кто виноват

Главные виновники такой экспансии Aliexpress — некоммерческие ассоциации, призванные лоббировать интересы отечественных интернет-магазинов. Организации, которые номинально должны поддерживать российский ритейл. И они это пытались сделать на протяжении последних лет.

Лоббировали снижение беспошлинной покупки с нынешней €1000 (этот порог Aliexpress вообще безразличен: у него средний чек около $20), просили ввести «налог на Google» (из-за которого зарубежный магазин платит двойной НДС — у себя, и в РФ). И, конечно, пытались ограничить Aliexpress, чтобы он по-максимуму работал по российским законам.

Они требовали, чтобы товары физически находились в России, и думали, что это поможет остановить экспансию с востока и даст возможность развиваться нашим игрокам.

В результате Aliexpress взял Cainiao и свой огромный бюджет и начал выстраивать в РФ всю систему агрегации логистики. Теперь он делает свои хабы, привозит товары в Россию, дает объем на доставку частным логистам и продает с локальных складов. В итоге, вместо защиты российского ритейла, действия наших лоббистов привели к тому, что рынок онлайн-торговли оказался под реальным давлением со стороны Aliexpress.

Что теперь можно изменить? Произойдет пошаговое снижение пошлины для заграничных посылок, но Aliexpress они почти никак не зацепят. Сейчас происходит структурное изменение онлайн-ритейла. Будут появляться небольшие игроки, торгующие на маркетплейсах, которые начнут забирать львиную долю продаж у крупных площадок.

Пойдет ли Aliexpress на конкуренцию с офлайном

Россия повторяет историю США, а там крупные инвесторы вытаскивают деньги из офлайна из-за глобальных изменений на рынке ритейла. Посмотрите на Walmart, из которого Баффетт вытягивает всё, что у него было вложено, и заявляет о том, что традиционный ритейл в ближайшие десять лет будет умирать.

Покупатели стали меньше денег тратить на одежду и аксессуары и больше — на развлечения и технологии. Такая тенденция серьезно меняет привычную модель.

Российский рынок чуть опаздывает, и есть незначительный шанс, что Aliexpress решит что-то сделать с офлайном. Но это направление никогда не станет их основной стратегией. Зачем бороться с офлайном, если он умрет сам собой в ближайшее десятилетие?

Кто выживет

Выживут те, кто продаёт не ширпотреб. Выживут те, кто не имеет альтернатив по ассортименту и отстроен по цене от Aliexpress. Те, кто торгует товарами ручной работы на Etsy, и те, кто торгует коллекционными или б/у-товарами на eBay. Поэтому зарубежные покупки будут жить.

Заключение

Большие магазины будут терять в продажах, потому что не выдержат конкуренции с крупными маркетплейсами, такими как Aliexpress. А учитывая масштабы и планы китайцев, ситуация выглядит особенно драматично.

Но есть и позитивная сторона: вероятно, в ближайшие месяцы на Aliexpress разрастется прослойка мелких российских продавцов, которые получат возможность торговать без больших вложений в маркетинг и делать при этом хороший оборот. А у наших «лоббистов» отрасли всё как было хорошо, так и будет.

©  vc.ru