Из чего состоят кроссовки для бега?

Несколько лет назад, в 2013 году, компания adidas представила миру кроссовки с новой, особенной подошвой, изготовленной по технологии с красивым названием Boost. Возможно, многим тогда показалось, что это новый маркетинговый трюк и что, если стряхнуть с этой истории глянцевый налет, окажется, будто »улучшенный материал» ничем не отличается от предыдущего. Но очень быстро стало понятно, что это совсем не так.
small-logo4.svg
Редакция ПМ
12 марта 2019 17:55

Обсудить 0

История появления

Вы когда-нибудь слышали о BASF? Это крупнейший в мире химический концерн, который существует более 150 лет и, среди прочего, является партнером компании adidas. В 2009 году специалист из BASF Фрэнк Приссок экспериментировал с синтетическими полимерами и разработал материал Infinergy, который представляет собой вспененный термопластичный полиуретан (ТПУ).

Сам по себе ТПУ уже давно известен миру как высокоэластичный и износостойкий материал, который хорошо держит форму. Потому было решено провести ряд исследований и понять, сможет ли новая разработка лечь в основу улучшенной версии кроссовок.

Четырехлетний интервал между изобретением Фрэнка Приссока и появлением кроссовок с новой подошвой был полон экспериментов, тестирований на прочность и попыток улучшить прежние показатели. Так появились популярные беговые кроссовки, которые сильно взбудоражили индустрию.

Прорывная по своим свойствам подошва была растиражирована под кратким и удобным для рыночной реальности именем Boost, а компания adidas уверенно продолжила работу над совершенствованием спортивной обуви.

Новые тенденции на рынке кроссовок помогли значительно стимулировать интерес к культуре бега, спринта и прыжков в высоту. Кроме того, это вызвало изменения и на рынке моды — кроссовки с подошвой Boost стали приобретать не только для занятий спортом, но и для повседневной жизни.

Технология Boost

Подошва — одна из важнейших составляющих любой обуви, особенно беговых кроссовок: от ее свойств зависит буквально все: уровень комфорта при беге в различных погодных условиях, нагрузка на мышцы при каждом шаге, долговечность службы кроссовок и многое другое. Поэтому разработчики стремятся продумать и «прокачать» используемый материал.

ТПУ и раньше активно использовался в спортивной индустрии, но придать ему вспененную структуру еще никому прежде не удавалось, пока не наступил 2009 год. После получения частиц с уникальными свойствами — вспененного ТПУ — происходит спайка, которая образует единый материал, состоящий из тысяч практически невесомых гранул. Из него и создают упругую износостойкую подошву с высокой эластичностью и низкой плотностью.

Что это значит на практике? Такой материал поглощает толчки и колебания от неровной поверхности, легкая подошва освобождает от лишней нагрузки на ноги, при каждом приземлении на стопу возникает ощущение «возврата энергии» за счет амортизации; в таких кроссовках вы сможете преодолеть более длинную дистанцию, чем это было раньше.

В отличие от этилвинилацетата или ЭВА (EVA), который использовали для беговых кроссовок adidas до появления технологии Boost, ТПУ способен сохранять свои характеристики длительное время, несмотря на изменение температурного диапазона и работу на износ. Прежние модели с подошвой EVA были достаточно хороши для своего времени, но имели недостаток: при сильных морозах или очень жаркой погоде способность поглощать удар существенно снижалась, возрастала нагрузка на мышцы.

Словом, подробностей очень много, и хотелось бы привести их к некой системе. Давайте посмотрим, как эволюционировали беговые кроссовки, сравнив характеристики моделей прошлого года (Boost 2018) и новых (Boost 2019), появившихся в продаже совсем недавно — пару недель назад.

Модели кроссовок Boost 2018 и 2019: сравним?

Модель 2018

Модель 2019

Цена

12 990 рублей

13 990 рублей

Вес 387 г (на примере размера 13 US)

392 г (на примере размера 13 US)

Составляющие

кроссовок состоит из 17 частей

кроссовок состоит из 4 частей, благодаря этому уменьшилось количество стыков и креплений, а потому увеличилась прочность изделия и повысился уровень комфорта во время носки

Поддержка ноги

пластиковые накладки на пятке для стабильной фиксации

новый цельный плотный носок со вставками, за счет которых значительно улучшилась фиксация пяток

Амортизация

улучшенная амортизация в сегменте бега и активных видов спорта

в новой подошве на 20% больше Boost (вспененного ТПУ), благодаря этому замечен более динамичный отскок и увеличен возврат энергии
Вентиляция

2 часа бега во влажную погоду, отличный возврат влаги

3 часа бега во влажную погоду, нет ощущения сырости

Срок службы

800 км (от производителя)

1000 км (от производителя)

Модель 2019: разбери ее по частям

«Хакнуть» бег

Кстати говоря, кроссовки с подошвой Boost еще на заре своей славы смогли продемонстрировать «в бою», как они хороши. В сентябре 2014 года кенийский бегун на длинные дистанции Деннис Киметто в кроссовках adidas выиграл Берлинский марафон и установил новый мировой рекорд — 2:02:57. Киметто и его adidas adizero Adios Boost 2.0 побили предыдущий рекорд на 26 секунд.

Но и это еще не все. Недавно adidas запустили кампанию под названием «Бегохакинг», которая призвана привлечь внимание к культуре любительского бега и тем изменениям, которые повлекла за собой технология Boost. Лайфхаки, биохакинг и теперь вот — «бегохакинг», новое слово для тех, кто хочет пересмотреть свой подход к бегу.

Понятно, что ключевое слово здесь — «взлом». Взлом всего, что имеет отношение к беговой культуре. «Бегохакинг» был запущен adidas, и бренд обещает, что бег больше никогда не будет прежним. Главный взлом шаблона в этой истории — новые беговые кроссовки adidas Ultraboost19, которые подверглись 100%-ной перезагрузке.

Проходил «бегохакинг» в два этапа. На первом adidas подверг тотальной деконструкции свою самую знаменитую оригинальную модель Ultraboost, отбросив все лишнее и оставив только главные фишки — максимальный комфорт и узнаваемый дизайн. Для этого специалисты adidas привлекали профессиональных бегунов с целью стать частью процесса разработки.Сэм Форестер, старший менеджер по разработке продукта adidas говорит об этом так: «Несколько лет назад на этапе моделирования Ultraboost мы проводили технические и инжиниринговые исследования, по итогам которых получили четкое представление о том, что больше всего может нравиться бегунам в этом силуэте и какие возможности открываются для совершенствования новой модели. Непосредственно во время разработки Ultraboost 19 для нас было важно сфокусироваться на совместном создании силуэта с потребителем. Мы поговорили с тысячами бегунов со всего мира, а затем встретились с внутренними командами исследований, разработки и дизайна, чтобы ответить на главный вопрос: что именно можно улучшить в предыдущей модели Ultraboost, что привело бы к большей производительности новой модели.»

А затем бренд хакнул бег, представив новые Ultraboost19. Рекламную кампанию поддержали известные спортсмены из США — Адам Франсик, Кваси Кесси, Шиара Робисон, Тиа Хрубала и Баяно Камани, которые разделяют концепцию «бегохакинга» и поддерживают технологические новшества adidas.

Казалось бы, что смогут придумать производители спортивной обуви в ближайшие годы, чтобы сделать свой продукт еще лучше? Представить не так просто. Нам остается следить за развитием прогресса и гадать, что компания adidas сможет предложить спортсменам и любителям в обозримом будущем.

©  Популярная Механика