Из чего складывается цена поездки. И как на ней можно сэкономить

В середине декабря я попытался уехать домой из центра Москвы. Выпал снег, и я заранее ожидал высокий тариф. Но не настолько. С меня хотели взять почти в три раза больше денег, чем обычно: 3500 рублей. Никогда не видел в столице подобных цен на этот маршрут.

Вопрос цен на поездки в такси поднимается в России регулярно — и в последнее время это происходит всё чаще. По данным Общественного совета по развитию такси и Аналитического центра при правительстве РФ, средняя стоимость поездок в России всего за год выросла на целых 30%.

Чаще всего мы замечаем высокую цену поездки рядом с пометкой «высокий спрос». Но что на него влияет? Как вообще рассчитывается стоимость поездки? И, главное, есть ли способы эту стоимость снизить или вообще устанавливать самому?

Попробуем найти ответы на эти вопросы здесь.

Кратко:

Как рассчитывается стоимость поездки

В России давно прижилась система фиксированной оплаты за поездки. Расчёт по «таксометру» практически ушёл в прошлое, оставшись ситуативным. Мы привыкли открывать приложение, забивать адрес и видеть сразу, сколько заплатим, ни копейкой меньше или больше.

Так что входит в эту сумму и почему она может значительно меняться?

1. Стоимость подачи: фиксированная плата, которую клиент платит за начало поездки. Она покрывает расходы на подачу автомобиля к месту назначения. Может зависеть от класса автомобиля или тарифа обслуживания, по которому заказывается машина.

Как влияет: чем дальше место подачи от начальной точки маршрута и чем меньше автомобилей сервиса рядом с ним, тем выше может быть стоимость подачи. Например, подача такси в удаленный район или в час пик может увеличить эту сумму.

2. Стоимость бензина: очевидно, это затраты на топливо, которое необходимо водителю для совершения поездки. По данным Росстата, стоимость литра бензина в 2024 выросла в среднем от трех до семи рублей за год, и сейчас составляет около 55–59 рублей за АИ-92 и АИ-95 соответственно.

Как влияет: длинная поездка увеличивает километраж, что приводит к большему расходу топлива и, соответственно, к увеличению итоговой стоимости.

3. Комиссия сервиса: процент от стоимости поездки, который забирает себе сервис заказа такси. Эта комиссия идет на поддержание и развитие платформы.

Как влияет: чем выше комиссия сервиса, тем больше будет итоговая стоимость для клиента. Комиссии могут варьироваться в зависимости от региона, тарифа и условий контракта таксиста или таксопарка с сервисом. Средняя комиссия в российских сервисах онлайн-заказа такси — от 18% до 30%.

4. Надбавка из-за спроса: дополнительная плата, которая взимается в часы пик, в плохую погоду или в праздничные дни. Применяется к подаче автомобиля и является мотиватором для того, чтобы ваш заказ водителю было интересно принимать в условиях высокой конкурентности с другими.

Как влияет: в периоды повышенного спроса количество доступных водителей ограничено сильнее обычного, что приводит к увеличению стоимости поездки для компенсации усилий и времени водителей.

5. Ситуация на дороге: наличие пробок, дорожных работ, перекрытий и сложных погодных условий. Данные берутся из картографических сервисов.

Как влияет: время поездки увеличивается, а значит, повышается и финальная стоимость.

6. Коэффициент спроса: показатель, который учитывает текущий спрос на поездки по сравнению с доступным количеством водителей. Введён для мотивации водителей принимать заказы в моменты высокого спроса.

Как влияет: в периоды высокого спроса (например, в вечерние часы, в выходные дни и плохую погоду) коэффициент спроса возрастает, что приводит к увеличению и стоимости поездки, и стоимости подачи. Итоговое увеличение стоимости поездки может составить полтора, два и более раз по сравнению с обычной.

7. Километраж поездки: расстояние, которое необходимо проехать для доставки клиента до места назначения. Один из наиболее статичных факторов в цене поездки.

Как влияет: километраж, как и время поездки, обычно рассчитываются в момент заказа, и отклонения от него в любую сторону не меняют итоговую стоимость. Исключением будет значительное изменение точки высадки или добавление остановок по пути — в таком случае стоимость будет пересчитана.

8. Время поездки: продолжительность поездки, которая напрямую влияет на километраж и, соответственно, на расход топлива и время водителя. Да, и время, и километраж считаются отдельно согласно тарифу, по которому вызывается автомобиль.

Как влияет: естественно, чем дольше ехать от точки подачи до точки высадки, тем дороже будет поездка. Как правило, эта сумма считается в момент заказа, а непредвиденные ситуации в дороге, увеличивающие время поездки (например, водитель пропустил поворот), на неё не влияют.

Это далеко не все факторы. Например, учитываются дополнительные услуги (например, детское кресло), а также тариф обслуживания. От последнего почти всегда зависит и тип автомобиля, который приедет за вами.

Всё это рассчитывается, складывается на сервере сервиса онлайн-заказа поездки, и вы получаете итоговый расчёт цены.

Как работает повышающий коэффициент и от чего он зависит

Повышающий коэффициент — зачастую главный и редко предсказуемый заранее фактор стоимости поездки. Его ожидаемо не любят пассажиры и обожают водители. И тех, и других можно понять.

Почему он нужен? В часы пик и праздничные дни количество заказов значительно возрастает. Количество заказов превышает количество доступных водителей. Это создаёт ситуацию высокого спроса, который часто превышает предложение.

Если бы повышающего коэффициента не было, вы бы ждали автомобиля очень долго, вслепую конкурируя с множеством заказов в вашем районе. Как минимум, такой вариант не очень справедлив для тех, с чьих заказов водители заработают меньше, чем с других — ведь такие просто никто не станет принимать. В итоге вы бы ждали долго, вам бы назначали машину с другого конца города или вовсе не находили.

Сервисам нужны успешные поездки и довольные пассажиры. Поэтому повышающий коэффицент — это способ сбалансировать и предложение, и спрос в реальном времени. Кому дорого, те доберутся другим способом или подождут, не закидывая водителей в районе запросами. Водители же получают стимул выходить на линию и активно выполнять заказы, ведь их доход в этот период значительно вырастает.

То, как именно работает механизм расчёта коэффициента, можно считать коммерческим секретом каждого отдельного взятого сервиса заказа поездок. Но то, что он зависит от количества автомобилей на линии и количества заказов, а также от ситуации в районе подачи и на пути к точке высадки — факт.

Влияют ли рейтинги пассажира и водителя на стоимость поездки

На основе известной информации, правильный ответ на этот вопрос — нет, не влияют. Ни один из сервисов заказа такси не сообщал ранее, что использует рейтинг водителя или пассажира в качестве фактора расчёта итоговой стоимости поездки.

Есть у этого и другая сторона. С пассажиром всё просто: если у него низкий рейтинг, его заказы не так охотно принимают водители. Цена при этом не меняется или меняется незначительно, косвенно: например, из-за того, что увеличивается стоимость подачи. А вот у самих водителей рейтинг имеет куда большее влияние.

Например, при значительном падении рейтинга водителя могут временно отключить от сервиса или наложить штрафные санкции, выражающиеся в снижении приоритета получения новых заказов или меньшем доходе с поездок. Внутри определённых тарифов также могут действовать границы нормы рейтинга, и если водитель из них выпадает, ему могут запретить принимать заказы по этим тарифам до исправления ситуации.

Когда стоит заказывать такси, чтобы цена была ниже

Проще сказать, когда такси заказывать наиболее невыгодно. Подумайте, когда большинство людей выходит на работу и возвращается с неё. Когда большинство едет по делам в городе, отвозят или забирают детей в школах. Когда у вас на районе и в городе самые большие пробки. Вот в это время заказывать машину дороже всего.

При этом есть несколько интересных особенностей. Следуя им, вы можете значительно снизить затраты на поездки, особенно если пользуетесь такими сервисами очень часто. Очень часто эти аномалии уникальны и зависят от района и города. Пассажиры со временем находят такие «лайфхаки» из личного опыта.

Поделюсь своими и не откажусь от ваших в комментариях. У меня из дома дешевле всего выезжать в районе 8:50 утра, а затем в районе 9:50–10:20. А с работы иделаьное время выезда — с 19:50 до 20:10. Видимо, это связано с выходом новых водителей на линию и ситуацией на дороге.

Чуть стоит проморгать эти «слоты», вот буквально на пару минут, и придётся доплачивать минимум треть стоимости, а иногда и больше. Речь идёт о 600, а иногда и 1000 рублей разницы, которые могут запросто превращаться в значительные сэкономленные суммы при частых поездках.

Можно ли устанавливать свою цену на поездку

Ответ — да. В России сейчас набирает обороты Drivee. Это сервис с именно такой фишкой, и мы писали недавно обзор на него.

В Drivee стоимость поездки зависит от договоренностей между пассажирами и водителями прямо в приложении. То есть пассажир устанавливает цену, за которую готов ехать. А водители могут согласиться или предложить свою цену.

Для примера моя личная ситуация с прошлой недели. Сервис такси хотел 3208 рублей за поездку до дома. Открыл Drivee, забил такой же маршрут и поставил цену в 1800 рублей.

Через 4 минуты пришло оповещение-предложение от водителя, я согласился. И доехал до дома за 1900 рублей.

Экономия 1400 рублей, считай, на ровном месте.

Всё это как минимум необычно и идёт вразрез с тем, как в последние годы работают другие подобные сервисы. За формирование цены отвечает не неизвестный и постоянно непредсказуемый алгоритм на удалённом сервере, а просто-напросто вы. Хотите поехать строго за 500 рублей? Пробуйте, никто не запрещает.

Drivee просто рекомендует стоимость, а дальше вы решаете сами, по какой цене готовы ехать. Если нужно отправляться очень срочно, можно повысить прайс. А можно подождать.

Здесь каждый сам решает, сколько платить или получать за поездку — справедливее, как мне кажется, просто некуда.

©  iphones.ru