Итоги года. Перспективы.

© All rights reserved by ►CubaGalleryЗа прошедшие годы стало понятно, что рынок электронных книг изменился в лучшую сторону, независимо от того, как мы его воспринимаем, что думаем и что видим в итоге. Сейчас не нужно быть «белой вороной», на которую смотрят с подозрением на психическое расстройство, нет смысла уговаривать заниматься электронными книгами. В конце концов, электронное чтение стало очень важным достижением коммерческого рынка и общественного восприятия. Эта категория существует, о ней знают и много говорят. В самом начале было трудно доказать реальные перспективы и будущий интерес потребителей, который последует после начального насыщения рынка устройствами и контентом, а сейчас этим откровением владеют все и все реже слышно, что книга обязательно должна пахнуть и шелестеть страницами.

Интернет становится доступным инструментом, доносящим иное, новое качество жизни. Устройства стали не только доступными по цене, но и нарождающиеся новые сегменты рынка оказались не столько конкурентами, сколько усилили позиции электронного чтения. Люди используют не только узкоспециализированные устройства, но и адаптированные — планшеты, смартфоны. Читают, даже не отходя от обычного браузера.

Не нужно бояться того, что будет в следующем году. Лучше сохранить в себе детское восприятие чуда, новизны, ожидания каких-то новых перспектив, которые раньше не были доступны по личным, общественным и техническим причинам.

Новый 2014 год принесет на рынок количественное изменение, частично качественное. Например, состояние рынка в 2013 году показало, что при том, что медиаридеры не пользуются спросом, их в продаже осталось довольно много. По количеству моделей между E-Ink и TFT устройствами соотношение 1:1. На 200 моделей бумагоподобных устройств существует 186 моделей медиаридеров. Такое количество при самом низком спросе показывает, что склады производителей и магазинов еще не опустели, это при том, что самое дешевое устройство стоит 790 рублей, а самое дорогое 1689 рублей. Их пытаются сбросить, но остаток еще большой. Это качественное изменение, а количественное говорит о том, что бумагоподобных устройств продается несравнимо больше, в пропорциях 6:1 и больше. Также будет и в следующем году. Рынок учится отметать лишнее и итоги года показали, что доля шильдиков существенно сокращается. Их задача — найти новые виды бизнеса, так как электронные книги уже не приносят заметной стабильности для их прибыли.

Расписывать все подряд в статье сложно и долго, поэтому в какой-то момент описание перспектив рынка будет обрываться после указания базовых векторов различных направлений.

* * * Снижение прибыли шильдиковых компаний зависит от количества проданных устройств. Может сложиться впечатление, что рынок электронного чтения идет вниз, его лихорадит, и он сокращается. Если потребители стали меньше покупать китайскую продукцию под местными брендами — это еще не значит, что сокращается общий интерес к рынку. Это неверно. Потребители обучаются выбору качественных товаров. Это одна категория. Другая переориентировалась на такие же дешевые шильдиковые планшеты.

Спрос перемещается в сторону брендовых решений от реальных производителей. Эта тенденция сохранится в следующем году и усугубится за счет увеличения количества «А-брендов» в области электронного чтения.

Приход Amazon на отечественный рынок изменит ситуацию исключительно только в России. Своей долей рынка придется поделиться всем, и она будет пропорциональна по отношению ко всем брендам и их продукции.

Есть несколько проблем, которые ослабляют мощь вхождения на отечественный рынок компании Amazon. При всем желании сравнивать отечественный и иностранные рынки, на практике это оказывается невозможным даже на базовом уровне. Существует огромное количественное различие в продажах. «Сделать здесь, как там» не получится из-за низкого спроса в любой области, а не только на рынке электронных книг. Можно изъять существующие достижения у конкурентов. Сделать это сложно, потому что потребует долгосрочных инвестиций, которые мало кто хочет вкладывать, ибо страшно это делать в тех странах, которыми пугают перед сном и в кино. Обычно привозят товар и пытаются продать — дорого, без соответствующего сервиса, без контента и уважения.

Наш рынок отличается тем, что доля онлайн-продаж ниже розничных магазинов. Те, кто умеет и хочет покупать в Интернет, делали это даже тогда, когда напрямую купить устройства с Amazon было нельзя. Гиганту потребуется покорять не столько российский Интернет, сколько розницу, причем исключительно «М-Видео» и ряд других компаний, которым принадлежат сети небольших магазинов, окажутся перед очевидной дилеммой «как продавать своё» и «стоит ли отказываться от своего»?

Интернет в России для Amazon будет работать как рекламная поддержка продукции, а сможет ли она организовать продажу контента остается под вопросом из-за небольшого хождения и популярности кредитных карт в Интернет. Есть сомнение, что Amazon будет впускать в свой бизнес многочисленные платежные системы, такие как Яндекс Деньги, Webmoney, Qiwi, оплату через SMS и так далее. Вероятно, в ход пойдут «скретч-карты».

Но Amazon действительно заставит поволноваться всех, кроме потребителей, для которых это будет забавным развлечением, разнообразием и поводом для споров.

Состав рынка довольно сильно изменится. Уже сейчас можно предвидеть, что количество производителей и устройств сократится. Любители выпускать много, одного и того же, будут очень сильно рисковать. Их тиражи и так не превосходят 500 единиц.

Проблема не только в том, что придет Amazon. В 2014 году появятся новые производители оригинальной продукции. Для успеха им придется не только демпинговать, но и удивлять.

Общие объемы в количественном отношении не будут меньше, а вырастут на 10–16%. Довольно сильно рынок изменится за счет обновления старых устройств. Можно предположить, что рынок поднимется до емкости 1,4 млн. единиц. Это может позволить рынку переориентировать продажи контента в их источниках.

В новом году окажется не перспективным целый ряд характеристик:

Мощность процессора уже не будет играть существенной роли при выборе устройства. QWERTY клавиатура вымрет на какое-то время из-за громоздкого размера корпуса, так как в тренде компактные устройства. Наушники в комплекте можно считать бонусом, но уже не характеристикой. Размер оперативной памяти уже не интересен. Большинство устройств имеет 256 Мб и более для быстрой работы с текстом. Наличие слота для карты памяти не столько актуально, при тенденции оснащать устройства 4 Гб внутренней памяти. К устройствам для чтения перестают относиться как к аудиоплеерам и тем более, как к планшетам или смартфонам. Шильдикам уже не интересно наличие Wi-Fi и 3G, так как потребителей уже не обмануть предполагаемой функцией этих беспроводных модулей. G-сенсор окажется не востребованным и автоматический поворот изображения на экране останется уделом планшетов, смартфонов и специализированных компаний. Устройства для чтения предпочтут ручное управление. Не будет наблюдаться появление новых форм конструкций не только среди читалок, но и среди планшетов, что ослабляет привлекательность рынка. Металлические корпуса окажутся судьбой для устройств, рассчитанных на средний класс потребителей. Из-за маленького спроса, эту характеристику также можно причислить к невостребованному списку. Перед описанием новых трендов, имеет смысл рассмотреть, а что действительно будет новым в 2014 году:

Есть два типа новых размеров для экранов — 8 и 13,3 дюйма. Экраны будут по-прежнему стеклянными, просто потому, что новая гибкая матрица принадлежит Sony, а она еще не поняла, что с этим делать, хотя это уже само по себе золотая жила, которая может изменить вообще весь рынок, а не только устройства размером 13,3 дюйма. Произойдет обострение патентных войн между E-Ink и O-Paper, которая за прошедший год существенно увеличила объемы производства и качество продукции. Наличие стеклянной подложки в бумагоподобных экранах придает хрупкое свойство. В новом году будут в тренде устройства, в которых поверх экрана будет дополнительное стекло, вровень с корпусом. Рамка вокруг экрана отойдет на второй и третий планы. Успех такого решения будет во многом зависеть от реализации в устройствах производителей. В следующем году появятся не только двуэкранные смартфоны, аналоги YotaPhone, но будут нешироко востребованы чехлы и обложки для существующих смартфонов Apple и Samsung. Ряд из них будет похож на PocketBook CoverReader, другие окажутся схожими с коробочным вариантом чехлов Bookeen, так как реализовать их немного проще из-за управления по Bluetooth. Сложно сказать, насколько в тренде окажется идея делать планшеты с бумагоподобным экраном по типу PocketBook CAD Reader. Но возможно, само по себе это желание приведет к возобновлению интереса потребителей к большим экранам 9.7 дюйма. Если раньше спрос на подобную продукцию не превышал 8%, то теперь это будет еще более нишевым продуктом, так как раньше просто адаптировали программное обеспечение для больших экранов и фактически не занимались дальнейшим развитием. PocketBook это прекрасно понимает, поэтому не пытается создавать крупное устройство только для чтения, а нацелился на конкретный сегмент, назвав устройство CAD Reader. Вероятно, ошибочно, интерес к расширению секторов сбыта совмещен с конкретным видом деятельности, потому что всем кто работает с большим количеством документов как-то «страшно» покупать устройство, рассчитанное «только на архитекторов». Здесь сразу намечается более широкое поле деятельности для конкурентов, которые могут назвать свое устройство «Document Reader» и позиционировать его как универсальное средство для офисных документов. Они будут выпускать устройства, не беспокоясь о программном обеспечении, главное — убеждение.

Среди трендовых направлений следующего года можно отметить:

Сохранится тенденция интереса к недорогим устройствам, но конкурировать уже особо не с кем. Все компании, кроме Amazon, потеряли смысл этой погони и предпочитают либо сокращать объемы, либо существовать в собственной нише, прикрываясь уникальностью или особым видом качества собственной продукции, которую очень легко проверить, но потребители этого делать, как и раньше не будут. Всё это останется «религиозной частью бизнеса». Мультиформатность перестанет быть областью доверия. Это было интересно раньше, а теперь устройства поддерживают один формат, остальные просто до кучи, но качество уже пару лет как не развивается. Серый цвет корпуса устройств уступит популярность белым устройствам. Цветные корпуса по-прежнему не будут брать на реализацию розничные сети. Черный и темные цвета будут доминировать. Идеальное цветовое сочетание года — цветная тыльная крышка и черная лицевая панель. Аксессуары к устройствам окажутся без потребительского спроса. Сказывается существующая однотипность. Увеличится спрос и интерес к рекомендательным сетям в составе сервиса устройств. Устройства перестают быть конечным продуктом и переходят в общую стадию, когда становятся частью уникального сервиса. Например, появятся личностные устройства, которые привяжут возможности к конкретной личности, автору и литературе. Подсветка, и экраны с высоким разрешением сохранят тенденциозные позиции, только изменится разрешение в сторону увеличения плотности пиксел, свыше 220 ppi. В тренде компактные устройства без боковых кнопок, но первый кто образумится, сможет отнимать долю у конкурентов. Увеличится спрос на облачные сервисы, среди которых развитым можно признать Amazon Cloud в качестве конечного решения для чтения книг и DropBox, как образец безупречной синхронизации рабочих документов. Apple iCloud проигрывает по качеству обслуживания и количеству ошибок при синхронизации, как книг, так и документов. Компании придется уделить больше внимания к деталям собственного сервиса. Android продолжит покорять не только планшеты, но и устройства для чтения. Но так как разработка сторонних программ остается на низком уровне, Microsoft сможет убедить, что её более дорогие решения каким-то образом лучше, хотя уровень разработок остается соизмеримым. В 2011 году существовало 212 различных устройств. В 2012 году количество выросло до 294 моделей, а в 2013 году количество выросло до 312 моделей. Можно предполагать, что количество моделей в 2014 году сократится до 156 — 170 устройств. Медиаридеры будут появляться и в новом году, но рекламировать и тем более говорить о них правду будет не выгодно. Оставшийся и не проданный объем будет перенаправлен в регионы, где доля информированности и годовой доход потребителей ниже. Судьба Sony остается очень невнятной. Мала вероятность, что она сможет покорять локальные рынки с новой продукцией, покинув американский. Если компания намерена еще какое-то время заниматься заработками на комплектующих, то в её интересах как можно быстрее выпустить в свет гибкую матрицу и заработать на объемах бывших конкурентов. Sony может диктовать цены выборочно, в зависимости от обиды, но те прекрасно живут и без гибких экранов.

Kobo будет присматриваться к новым рынкам, но они будут ей не по зубам, пока руководство компании не пересмотрит собственную стратегию. До сих пор распространение Kobo увеличивалось за счет рекламных вложений, но это не создавало лояльных потребителей, которые очень легко переключаются на устройства конкурентов, когда это необходимо.

Barnes & Noble будет играть роль жертвы до тех пор, пока не сможет сократить расходы на бизнес. Не в её интересах приходить на рынок восточной Европы. Иначе это не принесет желаемой прибыли, но увеличит стоимость акций.

Amazon в новом году будет делать все, чтобы сохранить лояльных потребителей. Завоевать их сердца было для Kindle проще, чем удержаться на вершине. 2014 год для Kindle станет критическим, как та масса, которая была набрана годами. Основная угроза со стороны морально устаревшего интерфейса устройств, хотя чтению это никак не мешает. Компания сможет держать свое лидерство за счет увеличения частоты анонсов новых устройств, чего не делала ранее. Общий объем потребителей Amazon уже выбрала, причем по всему миру, и ей необходимо активное обновление старых устройств. Компания по-прежнему будет приобретать стартапы, которые расширят интерес к сервису устройств. Если сейчас активно будет использоваться рекомендательный сервис, то в следующем году Amazon будет интересно приобрести компанию-конструктора.

PocketBook будет переходить новую для себя стадию «эталонных устройств». Ей важно удивить рынок новыми, необычными устройствами. Сделать это сложно. Требуется не только опыт, но и рекламные вложения.

Литрес будет расширять сервисные функции и должен стремиться к публичности и прозрачности своей деятельности. Без создания «эталонной чистоты» будет сложно завоевать сердца новых издателей.

Невероятное коммерчески выгодное объединение «Эксмо», «Литрес», «PocketBook» и «М-Видео» могло бы полностью перекроить рынок, сделать его более похожим на структуру успеха Amazon. Но этого не будет, каждый хочет денег, желательно отдельно и много.

И наконец, потребители смогут оценить по достоинству подписные сервисы с условно «бесплатными устройствами».

Аннотация Рынок не стагнирует, он трансформируется, сокращая количество лже-производителей, за счет снижения интереса потребителей.

Послесловие Скукотища полная и следующий год накажет за лень! Верю в это. Больше ничего не остается, кроме любви к электронным книгам.

Доброе утро!

Похожие публикации: Итоги года. Состояние рынка.Копирование контента на носительНовый […] годГибридыРазличение производителей

©  ebook