Итоги года: лучшая научная фантастика 2021
«Память, что зовется империей», Аркади Мартин
Аркади Мартин писала свой дебютный роман, вдохновляясь культурой Византийской империи, которую изучала долгие годы. Космическая Империя Тейкскалаана унаследовала от Византии придворные поэтические конкурсы (и в целом внимательное и бережное отношение к изящной словесности), а также непробиваемую уверенность в том, что именно она — маяк цивилизации среди процветающего варварства. Впрочем, писательница подчеркивает, что одной из основных тем романа стали тенденции империализма в целом, и Византия не была для Мартин единственным прообразом космической империи будущего.
Сюжет романа повествует о после небольшой независимой шахтерской станции. Это довольно молодая девушка по имени Махит Дзмаре, которая влюблена в культуру Тейкскалаана, но насладиться назначением мешают сразу несколько вещей. Во-первых, судя по всему, предыдущий посол был убит. Во-вторых, у шахтеров есть традиция передачи памяти, навыков и отчасти личностей внутри отдельных профессий посредством аппаратов имаго. И у Махит в сознание «подселен» предыдущий посол, но сильно устаревшая версия. Кроме того, времени на адаптацию у нее было меньше, чем нужно, и что угодно может пойти не так.
Мартин не пытается поразить читателя необычными идеями, зато в ее книге великолепно проработано множество деталей погружения в чужую культуру, и Тейкскаалан оживает на глазах, завораживая и ужасая.
«Сетевой эффект», Марта Уэллс
Роман Марты Уэллс продолжает цикл приключений андроида-интроверта Киллербота, который начался с четырех повестей. «Сетевой эффект» собрал в этом году настоящий «Большой шлем» фантастических премий, завоевав «Хьюго», «Локус» и «Небьюлу». Здесь писательница объединила все самые любопытные идеи из прошлых историй, а также дала некоторым из них развитие, результат которого, впрочем, только впереди. В целом роман можно читать без знакомства с повестями, но все же лучше история и герой раскрываются, если начать со сборников «Отказ всех систем» и «Стратегия».
Итак, знакомьтесь — Киллербот. Ворчливый андроид-автостраж, бывшая собственность корпораций, который взломал свой модуль контроля и собирался смотреть сериалы, но почему-то все время участвует в различных переделках, спасает своих знакомых или расследует преступления. Повествование ведется от первого лица, так что читатели будут в курсе каждого язвительного комментария Киллербота, не сказанного вслух. Чувство юмора и писательницы, и у персонажа отличное. Но изюминка в том, что Киллербот всегда четко разграничивал себя и людей, и подчеркнуто недолюбливал последних. Вроде бы даже тех, ради кого готов добровольно рискнуть жизнью. Но в этот раз ему, наконец, не удастся ускользнуть от кризиса самопознания. Так ли, в конечном итоге, он отличается от людей?
«Мы — Легион. Мы — Боб», Деннис Тейлор
Роман Денниса Тейлора с большой вероятностью понравится тем, кто заинтересовался работой Марты Уэллс. Здесь тоже с юмором исследуется тема искусственного интеллекта и есть немало отсылок к популярным сериалам. В случае «Боба» — в основном на «Звездный путь». Но у Тейлора больше технических деталей, некоторые из которых могут показаться довольно любопытными для настоящих гиков.
Сюжет разворачивается вокруг Боба Йоханссена, одаренного компьютерщика, который выгодно продает свою компанию и собирается остаток жизни наслаждаться заработанными средствами. Часть из них с легкой душой он отдает криокомпании за страховку на случай смерти — заморозку мозга и воскрешение, когда технологии достигнут нужного уровня. Вот только смерть наступает трагикомически скоро, но воскрешение в каком-то смысле и правда происходит… Но не так, как Боб планировал. То есть, в чисто электронном варианте, в государстве будущего, где у искусственного интеллекта практически нет прав. Хорошая новость в том, что эта программа может стать «мозгом» космического зонда, который смело отправиться туда, куда не ступала нога человека. Самая хорошая новость в том, что зонд обладает технологией самовоспроизведения по принципу, строго говоря, 3D принтера. А с такими входящими данными Боб наверняка может придумать что-нибудь интересное (и возможно даже спасти человечество).
«Министерство будущего», Ким Стэнли Робинсон
Фантастика ближнего прицела от Кима Стэнли Робинсона, а значит — очень актуальная и с детальной проработкой картины мира недалекого будущего. Это полотно планетарных масштабов, где нашими проводниками становятся несколько разных героев, но мы не будем глубоко погружаться в их внутренний мир. Кроме того, читателей ждут научные отчеты и газетные статьи, и другие «артефакты» погружения в потенциальное будущее мира. Книга также затрагивает темы социологии, политологии, экономики и многого другого. Но в первую очередь — это экологический триллер.
Министерство будущего — организация со штаб-квартирой в Цюрихе, основанная в двадцатых годах XXI века. Ее цель — заботиться о том, чтобы планета Земля смогла быть гостеприимным домом для многих будущих поколений. Но не всегда такой высокой цели можно достигнуть мирными средствами. Кроме «видимого» министерства, есть теневое. То, которое будет идти на убийство, шантаж и манипуляции для достижения цели. Это не значит, что в романе можно ожидать большого количества экшена. Скорее хождения по тонкой грани идеи «цель оправдывает средства» и изящной смеси сложной дипломатии с непростыми решениями.
«Блуждающая Земля», Лю Цысинь
Новые книги Лю Цысиня — всегда событие для поклонников научной фантастики, и сборник короткой формы не стал исключением. Это филигранная работа с жанром, где в каждом рассказе так или иначе интересные фантастические идеи переплетаются с этическими вопросами. Основной темой, объединяющей сборник, стала зыбкость земной жизни и цивилизации. Космос бесконечен и холоден, а мы все для него — одна песчинка из многих.
По стилю Лю Цысинь заметно отличается от западных коллег по цеху и, даже если вы не знакомы с его особенностями, начать чтение с короткой формы может быть весьма подходящим вариантом. В сборнике десять историй, пять из которых удостоились китайской премии «Галактика», а одна получит экранизацию от Netflix. Мы не будем расписывать сюжеты каждой из них, но уверены, что любая может дать пищу и для ума, и для сердца.
«Все как у людей», Шамиль Идиатуллин
Еще один сборник короткой прозы, на сей раз от отечественного автора. Идиатуллин — дважды лауреат премии «Большая книга» и работает в разных жанрах, не ограничиваясь фантастикой. Пожалуй, можно сказать, что для него фантастические допущения — не цель, а средство для передачи идей и настроения. Критики и читатели практически единогласно признают писателя мастером тонкого психологизма, а также обращения со словами.
В состав сборника «Все как у людей» вошло несколько рассказов, повесть и сценарий короткометражного фильма. И особый авторский штрих — истории на пару абзацев или даже предложений, буквально нано-проза. Но даже в таком формате это все еще фантастика, а зачастую еще и триллер. Герои Идиатуллина — обычные люди, с которыми случается нечто необыкновенное, и они в первую очередь про человеческое, актуальное, живое.
«Ревущая тьма», Кристофер Руоккио
Второй роман в цикле «Пожиратель солнца», который строится на классических для фантастики сюжетных элементах и идеях, но создает самобытную и интригующую историю. Первая часть цикла стала для автора дебютом и продемонстрировал недюжинный талант Кристофера Руоккио. Во втором томе автор рискнул несколько изменить жанр романа. Предыдущая книга была ярким романом взросления, тогда как теперь главный герой отправляется в эпический квест, а читателям начинают открываться манящие тайны местного мироустройства.
Действие происходит в далеком будущем, когда человеческая империя раскинулась на множество планет. Адриан Марло — сын правителя на одной из них, которому предстоит сыграть решающую роль в войне между людьми и космическими кочевниками, сьельсинами. Причем мы знаем как об этом, так и о том, что в итоге Адриана будут считать чудовищем из-за жертв, на которые ему пришлось пойти. Но повествование Руоккио весьма неторопливо, и весь первый роман посвящен юности героя. А уже «Ревущая тьма» подводит нас ближе к тому, где Адриан находит источник колоссальной силы. Такой, за которую очень сложно заплатить, но еще сложнее — вынести ее тяжесть.
Материал подготовлен fanzon