Итоги 2014 года: Перспективы
Еще в конце 2013 года можно было радужно говорить, что рынок электронных книг изменился в лучшую сторону, независимо от того, как мы его воспринимаем. Было сокращение рынка, но одновременно это приносило некоторое удовлетворения от наметившегося качества товаров и услуг.
Текущий год внёс свои положительные моменты на общем фоне спада потребительского интереса. С рынка активно уходят шильдики, продают остатки своей великолепной продукции, которую не реализовали за последние два года. На некоторых товарах наконец-то появились наклейки о том, что не нужно делать то, для чего созданы эти устройства. Например, гнуть. Когда выпустили устройство с пластиковым экраном вложили всем в голову, что гнуть можно! Теперь крупная красная этикетка на экране говорит об обратном, хотя модель не изменилась, по-прежнему используется пластиковый экран.
На прошлой неделе мы познакомились с состояние дел на текущий момент. Теперь интересно заглянуть в завтрашний день, тем более что помимо текущего тренда добавилось довольно опасное финансовое состояние, которое не пойдет никому на пользу — ни производителям, ни потребителям, причем одни тужились и выдавливали из себя «у нас все хорошо и грандиозные планы впереди», другие ссылались на то, что «читалки уже не те и самое время перейти на планшеты». Уже в начале года стало понятно, что рынок смогут удержать те производители, которые имеют огромный склад и в состоянии выпустить устройства по себестоимости на начало года. Теперь к этому предположению добавилось отрицание — не существует производителей, даже среди «отечественных», которые что-либо собирают не в Китае, а у нас, следовательно, курс доллара постоянно будет увеличивать стоимость товаров и потребители будут разочарованы.
Курс доллара такой, что «прощай электроника на несколько лет вперед»! Причем, этот прогноз, скорее оптимистичный вариант, так как более негативный будет звучать иначе — «можно проститься с целыми направлениями бизнеса». В одном случае всё становится дорогим и не соответствует уровню зарплат, но ещё существует, что заставляет выделять хоть какую-то слюну на товары и желание много работать. В другом варианте разрушается бизнес, целые направления, увольняются люди, а они специалисты, которым придется искать достойную работу ради реализации навыков и талантов.
При вилке средних цен от 5400 до 6990 рублей на устройства для чтения (в момент написания статьи), нынешняя цена в долларовом эквиваленте снизилась до границ от $54 до $99, а должна быть от $142 до $183. Следовательно, простое следование курсу доллара повышает средние цены от 9990 до 12990 рублей в лучшем случае, это когда нет скачков курса каждый день. Для удержания цен необходима стабильность в рамках 8 месяцев, обычно этого срока достаточно, чтобы создать, произвести, начать продавать и получить прибыль.
Apple в России сделала еще проще, закрыла Интернет-магазин на неопределенное время, пока не станет понятно — сколько стоит её продукция на самом деле.
Одним словом — не только категория «электронных книг» сейчас под огромным сомнением, как бизнес, который может существовать и быть интересным своим потребителям. Это коснется всех, и особенно сильно пострадают всевозможные фирменные магазины, где обычно цена не является гибким инструментом. Пострадают сети из мелких магазинчиков, которые до этого момента были интересны существованием недорогих, но высоко маржинальных товаров. Этих сетей много и сейчас окажется, что именно такое количество разорительно.
Можно всех «поздравить», на сцену вновь выходят Интернет-магазины с продукцией, которую пощупать нельзя, но она дешевле, чем в магазине. Так уже было в начале развития и совпало с финансовым кризисом, теперь тренд возвращается назад.
Можно ли прогнозировать появление новой техники с какими-то особенно интересными свойствами и характеристиками? Этого исключать нельзя, тем более в истории электронных книг уже было. «В момент стабилизации покупательской способности» на сцене стали появляться сильные бренды с действительно уникальными разработками, а не то, что стали предлагали шильдики, извращая реальное удовольствие от чтения, доводя свойства читалок до абсурда, где основная функция не так важна, как свойство самого аппарата (как и в случае с гибким экраном — обещали, что гнуть можно).
Цена, процессоры, операционные системы и прочее — не влияют на количество читателей и навыков читать. Никто от этого читать быстрее и больше не стал. Скоро мы всё это поймем! Гнаться нужно за качеством, а не декларацией свойств, что там можно гнуть и какое космическое преимущество дает Android.
Потребитель — это хоть и наивный, верующий обещаниям человек, но, по сути, счастливая уникальная личность, которая может купить! Это ключевой момент — «может купить»! Он счастлив от этой возможности и выбирает среди множества товаров и категорий. Такой человек наделен дополнительным свойством — не только выживать и быть сытым от постоянной работы, но имеет возможность развлечься! Ради этого удовольствия потребитель читает, слушает, смотрит, общается, ходит на концерты, раз в год выбирается к морю. Он «может купить»! Это главное свойство потребителя. С другой стороны — он человек, который умеет выстраивать приоритеты. Нечего есть, он не будет тратить деньги на электронику, или будет голодать ради железяки.
Хочется читать — есть библиотеки, бесплатные книги, друзья с книгами, в конце концов — бесплатные рекламные газеты, которые можно хотя бы полистать (или помять, понюхать, пошелестеть страницами — чего так хотели видеть в электронных книгах). Теперь можно всё!
Будущий год характерен нарушением связей между свойствами потребителей и товаров, которые они могут себе позволить. На этом фоне под сомнение можно поставить приход на наш рынок такого гиганта как Amazon. Компания хоть и может многое предложить, но кому это будет нужно без стабильности? Единицам. Ради них рынки не завоевывают, если только ради перспективы!
Как и предсказывал ранее — потребительский кризис не только идет, он продлится до 2016 года. Это вторая стадия финансового кризиса:
Первая стадия — «финансовый кризис», когда у банков больше денег, чем их на самом деле может быть. Пузырь лопается, разоряются те виды бизнеса, которые построены на кредитовании. Вторая стадия — я называю её «потребительским кризисом», когда потребители переориентируют расходы на другие виды товаров. То есть, у потребителей денег больше, чем они тратят и покупают совсем не то, что обычно. Появляются иные приоритеты. Третья стадия — «производственный кризис», когда денег нет у производителей. В некоторых странах это уже началось, но большинство ещё живет в рамках предыдущего шага. На этой стадии производители активно сокращают количество рабочих мест, снижают стоимость товаров, банки снижают кредитные проценты — всё делается для того, чтобы повысить спрос при минимальных расходах. Скачки курса валют лишь ускоряют окончание потребительского кризиса, и начало третьей стадии. В 2015 году станет понятно, что в магазинах продаются старые нереализованные товары по новой высокой цене, хотя, не точно следуя курсу доллара.
Вслед за изменением российского рынка цепной реакцией будут охвачены другие государства, торгующие в России. Выиграют только те страны, которые будут тратить свои доходы на продовольствие и энергетические ресурсы, то есть, только те, кто будет работать в рублевой зоне без конвертации. Это приведет к посредническому бизнесу, так называемому «таможенному взаимодействию». Компания, торгующая электроникой, тратит рубли «на границе» в валютные товары, которые продав у себя в стране можно заработать локальную или международную валюту.
В проигрыше останутся продавцы.
Пока не понятно, как отреагируют продавцы контента. Если цены не изменятся, то на фоне высокого курса это поможет бороться с пиратскими копиями, ибо цена будет восприниматься небольшой. Если цены поднимутся, то рынок мгновенно перейдет в начальное состояние 20-летней давности. Всё начнется с нуля, в том числе с завоевания доверия потребителей.
Вновь «в моду» вернутся бумажные книги в мягких обложках. Мелкие издательства перейдут на удержание авторских прав без публикации и поиск коммерческих тандемов. Мелочь захочет сидеть на хвосте крупных издательств, чтобы сокращать логистику и увеличивать рынок сбыта. Таким образом, у крупных издательств есть еще шанс стать продюсерскими и дистрибьюторскими компаниями.
Потребителей ждет тренировка огромной силы воли — научиться перераспределять деньги на покупки. Увеличатся сроки выбора товаров, зависимость от сильных брендов. При небольшой денежной массе будет крайне болезненно ошибаться в выборе, потому что скупой будет платить по курсу национальной валюты.
Аннотация Прогноз на 2015 год.
Послесловие Доброе утро!
Год заканчивается. Курс валюты растет, а на что теперь покупать подарки? Вы были готовы? Я честно скажу — нет!
Похожие публикации: Итоги года. Состояние рынка.Общие сведения о программном обеспечении для чтенияИтоги года. Перспективы.Большой экранNook Evolution
© ebook