ИТ-республика: 13 стартапов и компаний из Казани и Набережных Челнов
Обозреватель vc.ru продолжает рассказывать о стартапах и инновационных компаниях из российских регионов. Ранее вышли материалы об Ульяновске и Самаре. В третьей подборке — примечательные компании из Казани и Набережных Челнов. Местные предприниматели поделились своими соображениями об инфраструктуре и потенциале развития стартапов и инновационного бизнеса в регионе.
«Домсканер» — система онлайн-собраний для жильцов многоквартирных домов. Содержит актуальный список собственников из «Росреестра», позволяет внедрять отчёты по услугам ЖКХ по дому с балансом доходов и расходов. Компания основана в 2015 году Константином Орловым.
Как сообщил Орлов обозревателю vc.ru, в планах — запуск «дочки» сервиса по закупкам в сфере ЖКХ для b2b-сегмента. Также в ближайшее время планируется подключение к сервису 30–50 многоквартирных домов.
По словам основателя компании, за первые шесть месяцев 2016 года проект получил выручку 200 тысяч рублей. «Домсканером» пользуются 50 многоквартирных домов из Красноярска, Набережных Челнов, Москвы, Сургута, Калининграда, Череповца, Санкт-Петербурга.
В компании работает три сотрудника: руководитель, программист и менеджер по работе с клиентами. Дизайн и бухгалтерия отданы на аутсорс для экономии средств.
Adme — популярное издание, которое позиционирует себя как «сайт о творчестве во всех его вариантах — от высокого искусства до крутых объявлений на подъездах». Основатели — Марат Мухаметов и Павел Радаев.
По данным Similarweb, у сайта Adme.ru в июне было 36,6 млн визитов. Согласно медиакиту издания, в месяц сайт посещают 17 млн человек. В июле компания открыла офис на Кипре. Основной офис расположен в Казани. В августе прошлого года проект покинула Ксения Лукичёва, которая 8,5 лет проработала главным редактором издания.
Adme начала экспансию на зарубежные рынки — в апреле прошлого года компания открыла испаноязычное издание Genial, а в июле того же года англоязычное Brightside. Также вышли издания на французском (Sympa), китайском (Daleba) и португальском (Incrivel) языках.
Представитель компании не ответил на запрос обозревателя vc.ru.
Agelon — онлайн-конструктор маркетинговых и социологических исследований, позволяющий находить нужную целевую аудиторию для опросов в социальных сетях. В январе этого года привлёк инвестиции от фонда Pulsar Venture Capital.
Согласно информации на сайте, услугами сервиса пользуются РБК, Business FM, J’son & Partners.
На момент публикации материала представитель компании не ответил на запрос обозревателя vc.ru.
Altocar — сервис для перевозок сотрудников организаций, их клиентов и гостей, работающий по модели подписки.
Представитель компании сообщил, что выручка проекта в год составляет 20 миллионов рублей. Среди клиентов проекта: «Ак Барс Банк», «Унистрой», Leroy Merlin. В столице Татарстана с сервисом сотрудничают более 100 клиентов.
В ближайших планах проекта — выход в ряд регионов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. В команде работают восемь человек.
Cryptogramm — API и сервис для создания, проверки и работы с облачной электронной подписью. По словам представителя компании, стартап появился около двух лет назад. Сервис позволяет подписывать документы с электронной подписью с помощью доступа в интернет и мобильного приложения.
В ближайших планах компании — упрощение процесса выдачи электронной подписи и улучшение приложения для идентификации. Релиз намечен на осень. Обозревателю vc.ru сообщили, что за год проект сотрудничал с более чем пятью крупными клиентами, среди которых банковские, финансовые, логистические компании.
В команде работают семь человек. Офис расположен в городе Иннополис.
«Место, где школьники, их родители и учителя страны получают новые знания, делятся опытом и общаются». До 2015 года проект работал на некоммерческой основе и назывался «Школьный портал Республики Мордовия». В прошлом году основатели решили сделать коммерческий продукт, сообщил представитель компании. В 2016 году компания стала резидентом ИТ-парка в Набережных Челнах.
По словам представителя компании, сейчас проект заканчивает проработку стратегии выхода в регионы. Клиенты проекта — школы, детские сады и образовательные учреждения детского дополнительно образования.
До 2015 года основатели вложили в проект более 1 млн рублей. За 2015 год оборот оставил около 1 млн рублей, на текущий момент доход в среднем составляет 130 тысяч рублей в месяц, сообщил представитель компании. Всего в проекте участвуют более 350 образовательных организаций, из них более 260 сотрудничают с проектом на платной основе.
По словам представителя, в компании работают три сотрудника, к разовым работам привлекаются фрилансеры.
Компания, предоставляющая систему для организации собственного телевещания внутри заведений, основана в 2014 году Эдом Кевбриным, Алёной Гоголевой и Андреем Генвальдом. На старте проект привлёк инвестиции EGGS Capital в размере 1,5 млн рублей.
По словам представителя компании, сейчас проект создаёт сеть влогеров-журналистов, которые будут делать прямые трансляции интересных событий из заведений Германии, США, Китая — «Октоберфеста», мирового чемпионата по фитнесу и бодибилдингу в Лос-Анджелесе. Руководители проекта считают, что это поможет привлечь новых посетителей фитнес-клубам и ресторанам.
Как сообщили обозревателю vc.ru, средний оборот в месяц составляет 600–700 тысяч рублей. Количество установок — 105. Средняя выручка с одного клиента — 245,9 тысяч рублей. Рентабельность работы капитала от 30% до 48%.
Среди клиентов компании: сеть ресторанов Аркадия Новикова, медицинские центры «Мать и Дитя», фитнес-клубы Gold’s Fitness. Всего проект присутствует в 11 регионах России, есть партнеры в Казахстане и Чехии.
В компании, не считая руководителей, работают 11 человек из подразделений поддержки клиентов, редакторов видеоканалов, технической поддержки, продаж, дизайна, вёрстки. Офис расположен в Казани.
HalalGuide — мусульманский онлайн-справочник по халяльным заведениям. Проект запущен в 2012 году. Миссия проекта — создавать и разрабатывать продукты, полезные мусульманам в сфере услуг.
По данным Similarweb, у сайта сервиса в июне 2016 года было 45 тысяч посещений. Также у сервиса есть мобильные приложения для iOS и Android.
На момент публикации материала представитель сервиса не ответил на запрос обозревателя vc.ru.
IQ300 — CRM-сервис для бизнеса. Компания основана в 2012 году предпринимателем Александром Ткачевым. Изначально занималась разработкой программных продуктов на заказ. Для автоматизации собственной деятельности был разработан сервис IQ300.
Первая версия появилась в 2013 году. В апреле 2016 года запущены продажи платной версии. Как сообщил представитель компании, в настоящий момент выручка составляет около 700 тысяч рублей. 20 клиентов пользуются сервисом на платной основе, 50 — на бесплатной.
Сейчас в проекте работают восемь сотрудников: разработчики, маркетологи, менеджеры по продажам.
RoadAR — мобильное приложение для автомобилистов, распознающее дорожные знаки. Проект основан в 2013 году Евгением Никольским и Маратом Башлыковым.
Как сообщили представители компании обозреватели vc.ru, сейчас RoadAR разрабатывает систему распознавания автомобильных номеров RoadAR Numbers. Также проект заинтересован в беспилотных автомобилях и ищет партнёров по развитию этого сегмента в России.
Выручка составляет около 1 млн рублей в месяц, сообщили обозревателю vc.ru. У мобильных приложений RoadAR более 500 тысяч установок, это позволяет покрывать расходы на серверы. В компании работают семь человек, офис расположен в Казани.
Textocat — облачный сервис анализа русскоязычных текстов, который извлекает полезную для бизнеса. Компания основана в 2014 году Ринатом Гареевым, Никитой Жильцовым и Владимиром Ивановым, научными сотрудниками Казанского федерального университета.
Основной проект компании на момент публикации материала — Textocat Bot. Это брендированные чат-боты для продажи товаров и услуг в мессенджерах, сейчас продукт работает только с Telegram. По словам представителя компании, команда создаёт ботов на собственной технологии обработки текста и поиска. У Textocat bot, рассказал представитель компании, есть один платящий по подписке клиент — кафе из Казани.
Также обозревателю vc.ru сообщили, что ведется разработка технологии чат-ботов для служб клиентской поддержки. В будущем планируется развивать это направление в России в различных сферах, наиболее интересны для компании банки и телекоммуникационные компании.
Сейчас над проектом работают три человека — Олег Сапаев (руководитель проекта, специалист по продажам), Никита Жильцов (tech lead, UX) и Владислав Бойко (разработчик).
Zig-Zag — сервис для управления транспортной логистикой для компаний, чей бизнес связан с доставкой грузов. Продукт использует математический метод, позволяющий создавать оптимальные маршруты и эффективно планировать загрузку водителей и курьеров. Компания основана в апреле 2013 года Александром Власовым.
Как сообщил представитель компании, сейчас идёт процесс доработки функциональности сервиса. В планах — создание мобильного приложения для индивидуальных предпринимателей — водителей-одиночек.
Обозревателю vc.ru рассказали, что сейчас у проекта 25 платящих клиентов, 75 в стадии тестирования. Ежемесячная сумма платежей за аренду сервиса приближается к 200 тысячам рублей.
Над проектом работают 10 человек: менеджеры по продажам, специалисты технического отдела, менеджер по развитию, менеджер проекта, и директор. Офисы компании расположены в Набережных Челнах и Ижевске.
Zubmill — сервис для обмена заказами между стоматологами и лабораториями для изготовления стоматологических изделий. Компания основана Михаилом Черновым и Альбертом Башировым осенью 2015 года. Офис расположен в казанском ИТ-парке.
Как сообщил представитель компании обозревателю vc.ru, в ближайших планах — запустить раздел для ортондонтии. Также планируется сделать платформу многопродуктовой, куда войдут решения для работы в цифровой стоматологии сторонних компаний.
Проект запустился в мае этого года, на нём зарегистрировано более 120 стоматологов и более 50 зуботехнических лабораторий и фрезерных центров. За время работы сервис помог оформить 101 заказ. Сейчас Zubmill не берёт комиссию за использование сервиса и планирует увеличить количество пользователей.
В команде работают девять человек.
***Предприниматели из Казани рассказали vc.ru о местной инфраструктуре бизнеса, удобства ведения дел и перспективах развития города и региона в разрезе стартапов и инновационных компаний.
Эдвард Кевбринруководитель EGGS CommunityКазань гораздо дешевле Москвы для стартапера. В столице стоимость коворкинга для сотрудников нам обходится в сумму от 13 тысяч до 20 тысяч в месяц за место, в Казани мы платим 3 900 рублей за те же услуги. Сам город находится ближе к крупным региональным центрам (Екатеринбург, Пермь, Самара), поэтому если стартап из b2b-сферы и требуются поездки для презентации продукта, то отсюда это делать просто дешевле.
Кроме того, в Казани есть Иннополис. Мы там искали студента на практику — нашли. Студент получает опыт, компания — специалиста. Найти нужных людей можно не только там, но и в ИТ-парках Казани и Набережных Челнов, во внутренних чатах айтишников в Telegram и Slack.
Нам работать комфортно. Мы переехали в Казань из Красноярска, и, поверьте, нам есть с чем сравнить. Первое, что нас удивило — чиновники из местного министерства инноваций сидят в коворкинге вместе со стартаперами. Если нужен совет по внедрению инноваций в госсектор или есть желание обсудить идею, то до чиновников рукой подать.
В Казани также есть свои республиканские фонды, инвестирующие в инновации совместно с Фондом Бортника. Мы принимали участие в одном из конкурсов в декабре 2015 года. Не прошли отбор. Но наши знакомые прошли и получили деньги на разработки — половину от Фонда Бортника, половину от местного фонда. Речь идет об общей сумме практически в 2 млн рублей.
Не могу утверждать об уровне проектов, но людей, принимающих решения, я видел. Среди них также были предприниматели и региональные инвесторы. Приятно видеть, что бизнес участвует в работе, по сути, госорганов и ты знаешь — если провалился, значит не доработал.
Лично нам открывать компанию было просто. В налоговой в Казани я не был ни разу. Если есть вопросы в ИФНС, то звонят по телефону. Это детали, конечно, но бизнес складывается именно из них. Отсюда точно можно работать. Примерно так же рассуждают много наших знакомых, значит, потенциал у региона есть.
Евгений Никольскийруководитель RoadARВ Татарстане сложилась отличная обстановка для создания ИТ-продуктов. Есть реальная политическая воля на развитие ИТ, эффективно работают площадки для поддержки стартапов (ИТ-парки в Казани и Набережных Челнах), появляются новые (Иннополис).
Большую роль играет хорошее сообщество предпринимателей, готовых делиться с новичками своими знаниями.
Казань — один из крупнейших и успешных городов России, здесь комфортно жить. Добраться до противоположного конца города можно за 15 минут. В городе отличные специалисты и образование старается не отставать от трендов рынка.
Хочется, конечно, чтобы сюда приезжало больше инвесторов и они не боялись вкладываться в проекты на «длинную», а не стремились сделать exit через год-два. Чтобы в стране появились действительно конкурентоспособные решения в нашей области знаний — надо действовать стратегически, надо создавать такие условия, чтобы молодые, талантливые ребята и не думали «заводить трактор». И мне кажется, что этим должен заняться бизнес, а не государство. Оно просто это не умеет. А бизнес получит с этого реальные дивиденды, хоть и не сразу.
© vc.ru