ИТ-нужды страхования: "нежданное" МСФО, аналитика и фронт-офис
Хотя по количеству игроков отрасль страхования невелика (по данным ФСФР, на начало 2013 г. было зарегистрировано 469 страховщиков), она очень значима, поскольку благодаря обязательному страхованию (ОМС и ОСАГО) клиентами являются почти все граждане России. Во многих сферах бизнеса страхование рисков также является обязательным. При этом степень автоматизации этой отрасли очень невелика, а потребностей масса.
С 1 января 2013 г. страховщики в обязательном порядке должны составлять отчетность по МСФО. Как и предсказывали эксперты, переход на международные стандарты оказался серьезной проблемой для отрасли: по состоянию на 31 мая 2013 г. более 20 страховых компаний не предоставили в срок отчетность по МСФО, сообщила ФСФР. Основные трудности, с которыми столкнулись страховщики: рост издержек, дефицит квалифицированных специалистов по МСФО, проблемы с автоматизацией учета.
18 июня 2013 г. Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics провели круглый стол «Страхование: актуальные проблемы информатизации», где обсудили, какие требования будут предъявлены к страхованию завтра, как можно ответить на них с помощью информатизации и другие вопросы.
Страхование обычно относят к финансовому сектору вместе с банками, что отражается теперь и в изменении подчиненности — ФСФР переходит в ведение Центробанка. Однако, с точки зрения автоматизации, между банками и страховыми компаниями есть существенные различия, о которых рассказал Сергей Логинов, директор департамента управления проектами СК «Альянс Жизнь». Например, в страховании гораздо менее критично относятся к времени восстановления систем после сбоя — если в банковском бизнесе дорога каждая минута во время операционного дня, то для страхования жизни даже неделя простоя системы не приведет к серьезным последствиям.
Глобальные тренды в ИТ, такие, как облака, мобильность и социальность весьма своеобразно преломляются в отрасли страхования. Мобильность не кажется пока востребованной практиками рынка: страховые агенты должны убеждать клиента купить полис, а не отвлекаться на заполнение форм, пусть даже на планшете, это работа мидл-офиса. Также мобильные приложения не выглядят полезными и для клиентов — чтобы, например, в случае ДТП человек мог воспользоваться мобильным приложением, он должен установить его заранее, а редко кто это делает. Поэтому мобильность не является важным приоритетом для ИТ в страховании, считает Дмитрий Лаврентьев, вице-президент, руководитель департамента информационных технологий компании «Росгосстрах».
Частные облака уже применяются в глобальных страховых компаниях, централизация ресурсов помогает им сократить издержки на ИТ. О проекте перевода всех внутренних систем компании в облако рассказал Андрей Давыдов, руководитель ИТ-отдела компании AIG.
Тем не менее страховое дело в сильной степени зависит от ИТ — необходимость автоматизации бизнес-процессов в страховых компаниях никто из участников круглого стола не поставил под сомнение. Очевидно, будут развиваться аналитические системы с целью повышения точности и скорости актуарных расчетов и оптимизации процесса андеррайтинга. Большой резерв повышения эффективности лежит также в оптимизации фронт-офиса и быстром реагированию на изменения внешней среды путем гибкой адаптации страховых продуктов. При нынешней многоканальной системе продаж — агентами, через сайт или посредством партнеров — синхронность внесения изменений особенно важна, на этом вопросе акцентировал внимание Александр Соломонов, исполнительный директор компании «Вирту Системс».
В целом следует признать, что эффективная автоматизация деятельности страховых компаний невозможна без понимания специфики страхового бизнеса. Поэтому интегратору, чтобы правильно выстроить информационную систему, необходимо не только обладать технологическими навыками, но и ясно представлять принципы организации бизнес-процессов в страховой компании.
© CNews