ИТ-инфраструктура: чем помогут "облака" и управление изменениями

Техническое перевооружение ИТ-инфраструктуры привело к смене всей парадигмы корпоративного ИТ. От «айтишников» сегодня требуется уже не столько поддержка в рабочем состоянии «железа», сколько поддержка бизнес-процессов и обеспечение их непрерывности. О том, какие изменения происходят сегодня в области ИТ-инфраструктуры, во всех деталях говорилось на конференции «ИТ-инфраструктура: курс на повышение эффективности», проведенной в Москве 12 сентября 2003 г. CNews Analitycs и CNews Conferences.

Во всевозможных аналитических исследованиях подчеркивается рост нагрузки на ИТ-инфраструктуру предприятий. Так, с 2010 по 2015 гг., по оценкам IDC, многократно увеличится объем сохраняемых данных, втрое — применяемых компаниями систем хранения, вдвое — число виртуальных машин. Одновременно с этим продолжается «мобилизация офисов», возрастет объем трафика, «прокачиваемого» через корпоративные сети, причем, не в последнюю очередь за счет дальнейшего развития концепции BYOD (bring you own device), предполагающей использование сотрудниками компаний своих собственных мобильных гаджетов — не только пользующихся большим спросом сегодня смартфонов, планшетников, но и устройств нового поколения (включая электронные часы или очки, разрабатываемые сегодня Google, Apple, Microsoft и др.). Тому, как в рамках такого стремительного развития ИТ развивать и оптимизировать корпоративную инфраструктуру, была посвящена конференция «ИТ-инфраструктура: курс на повышение эффективности», проведенная в Москве 12 сентября 2013 г. CNews Analitycs и CNews Conferences.

Один из главных трендов — это мобилизация бизнеса. Переломный момент пришелся на 2011 г., когда, по данным IDC, объем продаж мобильных гаджетов превысил спрос на ПК и ноутбуки — с тех пор смартфоны и планшетники лишь увеличивали свое присутствие на рынке, спрос же на настольные компьютеры практически не менялся. Свое видение концепции BYOD представила компания Huawei, которая не только производит широкий спектр корпоративного, коммуникационного и мобильного оборудования, но и сама является активным его потребителем. Довольно часто пользователи работают там, где доступна сотовая связь или можно установить интернет-соединение, таких сотрудников привязывать к офису не имеет смысла. Ряд исследований подтверждаюет выгодность такой организации бизнеса: за 8 часов рабочего времени мобильный или удаленный сотрудник успевает сделать тот же объем работы, требующий, по меньшей мере, 10 часов в офисе.

Внедрение технологии BYOD предполагает четыре этапа. Первый — подготовительный, когда предприятия только рассматривают возможность развертывания мобильной инфраструктуры, затем на мобильные технологии переносится вспомогательный функционал, третий этап предполагает мобильный доступ с основных бизнес-систем и, в заключение, происходит оптимизация бизнеса за счет мобильных технологий. Компания Huawei, по словам Алексея Шалагинова, директора по отраслевым решениям департамента по работе с корпоративными заказчиками Huawei Enterprise, находится уже на переходе к последнему этапу.

Свою точку зрения со стороны облачного провайдера на развитие ИТ-инфраструктуры представил Максим Захаренко, генеральный директор «Облакотека». Облака пригодны при временном размещении бизнес-решений для проведения тестов, внедрений и апгрейдов, дублировании ключевых компонентов корпоративных ЦОД в облаке, чтобы при каких-то сбоях основной системы нагрузка передавалась на резервную систему. Помогают облачные технологии и при мобилизации бизнеса — при переносе бизнес-данных в облака можно сильно упростить ИТ-инфраструктуру, а в ряде случаев — отказаться от традиционных офисов. Вдобавок к этому решаются и проблемы учета лицензий на софт, загруженности оборудования и др. Все эти действия выполняются автоматически.

Александр Лужков, директор «СервисДирект», рассказал о преимуществах MPS-аутсорсинга. Он подчеркнул, что ИТ-службы уделяют внимание офисной печати по остаточному принципу, однако, передав парк принтеров на аутсорс MPS-провайдеру, крупные компании смогут сэкономить в среднем 5–6% ИТ-бюджета. Подобная услуга, впрочем, пока не пользуется большой популярностью в России — на MPS-контракты приходится лишь 5%, для сравнения, в Европе они превышают долю в 45%.

Задачи учета и эффективности использования ИТ-инфрастуктуры стоят сегодня перед самыми разными компаниями — и промышленными, и энергетическими, и финансовыми. Способы их решения могут быть различными. К примеру, по словам Дмитрия Филатова, менеджера по развитию, проектно-конструкторский филиала ВНИИАЭС, при проектировании инфраструктуры атомной электростанции использовались принципиально новые подходы, основанные на технологиях Semantic Web. Получая необходимые данные из других информационных систем, хранящихся в реляционных БД (соответствующая процедура получила название «мапирование», т.е. определение соответствия данных между потенциально различными семантиками одного объекта или разных объектов), созданный с «нуля» всего за 3 года продукт формирует детализированное состояние всей инфраструктуры в виде семантической сети с помощью онтологий.

Со схожими проблемами столкнулись и в ряде других организаций. В золотодобывающей компании «Полюс золото» процессы развития инфраструктуры, о которых подробно рассказал Василий Долгов, руководитель службы ИТ компании, начались с внедрения средств для управления изменениями и конфигурациями. А, по словам Виктора Ковалева, руководителя направления по стратегическому планированию департамента управления сервисов ИТ банка Home Credit, к внедрению этих систем они подошли лишь недавно, и за счет привлечения аутстафферов решили множество проблем, связанных с учетом и контролем за использованием всех ИТ-ресурсов, как оборудования, так и ПО.

Сергей Лосев

©  CNews